Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Юридическая психология

Реализация психологически обоснованной линии поведения следователя при предъявлении для опознания должна строится с учетом основных видов психологических закономерностей и механизмов узнавания. Зная об особенностях двух видов узнавания - симультанного (мгновенного, синтетического) и сукцессивного (постепенного, аналитического), следователь не должен считать какой-либо из них более надежным, так как они есть прежде всего выражение индивидуально-психологических особенностей человека в области восприятия, запечатления, сохранения и воспроизводства из памяти ранее наблюдающегося и сравнение его с предъявленным при опознании.

Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеют, во-первых, учет субъективных и объективных условий, повлиявших на запечатление ранее воспринимавшихся объектов, во-вторых, моделирование опознания в соответствии с рекомендациями психологической науки по узнаванию ранее наблюдавшегося.

В первом случае, готовясь к проведению следственного действия - предъявления для опознания - следователь должен учесть влияние на функционирование восприятия и памяти привлекаемого лица следующих условий:

Благоприятность / неблагоприятность физических условий восприятия (недостаточная или хорошая освещенность объекта, малое или большое расстояние до объекта, ракурс, в котором он воспринимается и пр.);

продолжительность и частота восприятия объекта;

состояние и пороги чувствительности органов чувств лица, которое будет привлекаться для опознания;

психофизиологическое состояние, которое было у лица, привлекаемого к опознанию в момент совершения преступления;

уровень мотивации восприятия и запоминания тех или иных объектов, связанный как с установками и интересами личности, так и закономерностями функционирования конкретных познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти и др.).

Учтя указанные моменты, следователь может более адекватно прогнозировать ход и возможные результаты предъявления для опознания. Моделирование же самого процесса опознания должно вестись как с учетом отношения опознаваемого к данному следственному действию, так и его субъективных возможностей быть объективным. Так, в ситуации предъявления для опознания сложности обычно возрастают: во-первых, из-за действия большого количества разнообразных внешних факторов; во-вторых, из-за боязни опознающего допустить ошибку, так как могут возникнуть различные уголовно-правовые и нравственные последствия; в-третьих, из-за перегруженности обстановки опознания (например, при одновременном предъявлении больших групп людей, предметов).

Участие в предъявлении для опознания наряду с собственно опознанием содержит в себе еще и отдельные элементы осмотра, допроса и даже в какой-то мере следственного эксперимента. В этой связи возможно ложное опознание и ложное неопознание. Первое часто бывает следствием различных внушающих воздействий, второе же - из-за того, что, с одной стороны, при первичном восприятии объекта не были вычленены его существенные опознавательные признаки, а с другой - возможно произошло забывание признаков в напряженности опознания.

При производстве опознания следователь должен предотвращать или изобличать преднамеренные маскировки заинтересованным лицом своих опознавательных признаков. В случае столкновения с фактом преднамеренно ложного опознания, что часто заметно по тактике поведения опознавающего, следователь должен оказать на него соответствующее рационально правовое убеждение или специальное психотехническое воздействие, которое способствовало бы отказу от лжи.

Психология следственного эксперимента. Опытная проверка возможностей и особенностей осуществления определенного действия, события или явления служит цели подтверждения или опровержения следственной версии и собранных по делу доказательств, а также получения новых фактов, важных для расследования.

На практике проводятся различные виды следственного эксперимента:

а) по установлению возможности наблюдения, восприятия какого-либо факта, явления;

б) по установлению возможности совершения какого-либо действия;

в) по установлению возможности существования какого-либо явления;

г) по установлению механизма события в целом или отдельных его деталей;

д) по установлению процесса образования следов события;

е) по определению наличия или отсутствия профессиональных или преступных навыков.

Несмотря на тактические особенности проведения конкретных видов следственных экспериментов все они имеют общие психологические предпосылки, влияющие на их эффективность. Так, планируя следственный эксперимент следователь должен не только опытно подобрать условия соответствующие внешней объективной стороне имевшего место события (то же место, время суток, погодные условия, первоначальные средства действия и пр.), но и психологически подготовить будущих участников , в том числе с целью возникновения у них стремления добросовестно помочь следователю и преодоления причин, которые могут помешать проявлению естественности поведения.

Учитывая, что субъективные факторы могут вносить искажения ситуативно-фонового характера, то для установления вероятности того или иного развития действий, событий, явлений по возможности требуется многократно моделировать условия опытов, чтобы вскрыть всю вариативность в поведении конкретного субъекта и нивелировать влияние привходящих обстоятельств.

Все решающие для уголовного дела диагностические эксперименты, связанные с выяснением субъективной стороны преступления целесообразно проводить с участием специалиста-психолога. Он может выступить не только экспертом по психологическому моделированию, но и оценщиком психологической достоверности поведения привлеченных к следственному эксперименту лиц.

Итак, рассмотрение особенностей проведения основных следственных действий убедительно показывают, что их эффективность во многом предопределяется, с одной стороны, уровнем психологической подготовленности следователей, а с другой - необходимостью более активного привлечения специалистов-психологов к психологическому обеспечению следственной деятельности и участию в профессионально-экспертной верификации и в расширении собранных доказательств.

 

2008-09-21 15:42:38 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика