Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Юридическая психология

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ И ПРЕВЕНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1. Состояние и перспективы развития правовой психологии

Правовая психология - это раздел (подотрасль) юридической психологии, которая изучает психологические закономерности и механизмы реализации правопонимания и правотворчества, формирование индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведения.

Усвоение людьми законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, осознание своих прав и социально-приемлемых способов их реализации, а также понимание сложных правовых взаимоотношений между различными людьми, их группами и социальными институтами происходит в процессе правовой социализации. Он происходит при развитии человека в социуме, где создаются условия, чтобы, во-первых, дать индивиду представления о правовых ценностях, нормах, санкциях и ролевых предписаниях, а во-вторых, обеспечить их перевод во внутренний план и превратить в личное поведенческие регуляторы.

Первое знакомство с существующей в обществе правовой культурой осуществляется человеком еще в детстве: из сказок возникают первые юридические представления, из детских ролевых игр приобретаются понятия о функциях права и его представителях, из средств массовой информации, бесед со взрослыми и чтения книг возникают знания о правовых ценностях, стандартах нормативно - оценочного поведения. Возникшая в детстве индивидуальная правовая картина мира в последующем с возрастом значительно обогащается и уточняется, при усложнении форм деятельности (учеба, труд), расширением круга общения человека, реализации им попыток самоактуализации и самореализации.

Итогом правовой социализации личности является возникновение индивидуального правосознания - системы знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, а также установок правоисполнительного поведения. Содержание правосознания конкретного человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от уровня личностно-гражданской зрелости. Последний определяется характером и объемом полученного правового опыта, т.е. зависит от степени освоения доминирующей правовой культуры общества и субкультур его конкретных социальных групп, в которые включен человек.

В развитой правовой культуре следует выделять три взаимосвязанных звена: 1) правовая осведомленность (компетентность); 2) позитивное психологическое отношение к праву, согласие с ним; 3) интерноризация права, т.е. включение в его систему собственных ценностных ориентации, в потребностно-мотивационную подсистему личности, которая и выражается в правомерном поведении. Как происходит формирование и развитие у человека в онтогенезе правовой культуры рассмотрим более подробно.

При взрослении человека важнейшими агентами формирования правосознания (их порой еще криминологи называют институтами социализации) выступают семья, школа, референтные группы сверстников, трудовые коллективы, средства массовой информации. При этом основными механизмами формирования правосознания выступают: идентификация, внушение, заражение, подражание, убеждение.

Психологический механизм идентификации рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица.

Психологический механизм внушения представляет собой особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.

Заражение есть бессознательная (невольная) подверженность индивида определенным психологическим состояниям, при которых происходит некритическое принятие какой-либо информации и чувств.

Подражание является способом воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов.

Убеждение - это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и в целом мировоззрения.

В процессе социализации освоение правовых ценностей и норм (или иначе, их интерноризация - перевод во внутрь) вначале преимущественно происходит на бессознательном уровне. Так, для детей наиболее значительными фигурами идентификации выступают их родители, а также учителя. Именно от них они узнают, как подобает себя вести в различных ситуациях, копируют с них модели социального поведения. При этом глубина усвоения ребенком образцов поведения, степень принятия им социальных ценностей и норм (в том числе правовых) во многом зависит от эмоционального отношения к конкретным лицам. При позитивном отношении к ним ребенком усваиваются не только внешние поведенческие проявления взрослых, но и ценностно-мировоззренческое отношение к правовой реальности. При негативном же отношении ребенка к родителям, и учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственных и правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем может происходить и полная переориентация на других людей, с иной, часто противоположной системой ценностей, т.е. иного восприятия добра, зла, справедливости, вины и других основных нравственных и правовых императивов.

В случае наличия благоприятных условий правовой социализации личности (развитие в семье правопослушных граждан, целенаправленное правовое обучение и воспитание в школе, общение в подростковом и юношеском возрасте в просоциальных группах сверстников и т.п.) происходит достижение высокого уровня индивидуального правосознания. При этом в достаточной мере развитым оказываются все структурные компоненты (стороны) правосознания: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (мотивационно-волевой). Познавательный компонент правосознания характеризуется суммой правовых представлений, знаний и умений.

Эмоциональный-оценочными суждениями и отношениями к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычек к безоговорочному исполнению норм различных видов законодательств и негативному отношению к их нарушителям.

В научных исследованиях выявлено, что дефекты в правовой социализации личности могут возникать из-за следующих негативных моментов: конфликтов с родителями, воспитания в социально неблагополучных семьях (криминогенных, аморальных, проблемных, неполных, псевдоблагополучных), трудностей саморегуляции в школе, сближения с неформальными асоциальными группами сверстников и т.д. Следствием последних может быть как совершение незначительных правонарушений, так и серьезных преступлений. О том, в какой мере конкретные условия и определенные факторы ведут к противоправному поведению, речь будет вестись в разделе, посвященном проблемам криминальной психологии. Далее же хотелось особо отметить факт, что в качестве важной предпосылки к противоправным деяниям в последние годы часто указывается влияние особой ментальности, сложившейся в российском обществе советского периода. Она часто приводила и приводит до сих пор к недооценке ценности права (правовой негативизм), или к легкомысленному, безответственному отношению к требованиям закона (правовой инфантилизм) или к активному неприятию норм права (правовой нигилизм).

 

2008-09-21 15:42:38 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика