Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

Эпическое произведение характеризуется прежде всего развитым повествовательным началом, эпос неторопливо и последовательно рассказывает о событиях. В «Слове» повествовательное начало резко ослаблено. Летописная же воинская повесть о походе Игоря на половцев рассказывает, последовательно и достоверно. Автор «Слова» стремится прежде всего выразить свое отношение к событиям, передать читателю смешанные чувства жалости, тревоги, сострадания. Кроме того, он стремится донести до читателя свою политическую оценку событий и их последствий для Русской земли, а это уже вносит в его рассказ дидактическое начало. В сущности, в «Слове» связного рассказа о походе Игоря нет. Перед нами, на фоне длительных и разнообразнейших авторских отступлений - стремительно, как в кинематографе - одна за другой мелькают картины, полные символической или метафорической образности.

Если летописная повесть дает детальное описание подготовки похода, рассказывает, каким был путь следования войск, то автор рисует яркие картины природы, исполненные символического значения, когда все природные стихии словно пытаются остановить Игоря, предупредить его о грядущей беде, когда встрепенулся даже мифический Див - «велит послушати земли незнаемой -Вльезе (т.е. Волге), и Поморию, и Посулю, и Корщню», тебе, тьмутараканский болван!» (т.е. идол). Вместо детального описания битвы с половцами - развернутая метафорическая картина «битва - посев, жатва, молотьба». Речь автора взволнованна, эмоциональна, он прерывает себя восклицаниями - «Быти грому великому! Идти дождю стрелами с Дона великого!» - и завершает постоянным лирическим рефреном: «О русская земля, ты уже за холмом!»

Авторские лирические излияния постоянно сопровождают сюжетные эпизоды в «Слове». Они иллюстрируют вмешательство автора в события, личную эмоциональную авторскую оценку, которая все время сопровождает рассказ о событиях. Фигура автора не уходит из поля нашего зрения на протяжении всего повествования.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» представляет собой органический сплав эпического, лирического и дидактического начал. Произведение совмещает в себе черты воинской повести, героической песни и ораторской прозы.

«Слово» наследует все богатство стилистических традиций, восходящих как к устному народному творчеству, так и к современным ему образцам книжной письменности, в особенности - торжественного красноречия. Тут и ритмическая организация речи, и риторические восклицания и вопросы, и одинаково построенные синтаксические периоды, придающие тексту особую эмоциональную выразительность, (ср. «Что ми шумить, что ми звенить далече рано перд зорями?» Или же: «Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаще, но свои вещие персты на живые струны воскладаше - они сами князем славу рокотаху». Богатая образно-символическая насыщенность - отличительное стилевое качество «Слова». Особенно красочна символика «Слова», связанная с миром природы - она имеет совсем другой характер, чем символы-аллегории в традиционной древнерусской литературе. В «Слове о полку Игореве» практически отсутствует тот провинциальный взгляд на исторические события, который так свойственен русскому летописанию, где все события рассматриваются как проявление божьей воли. Затмнение солнца перед походом Игоря - это исторический факт, но в летописной повести об Игоревом походе это явление интерпретируется как знак божьего гнева, в «Слове о полку» солнце само активно действует против героя. Ярославна, жена Игоря, вместо христианской молитвы, обращается к природным силам - Ветру, Днепру, тому же Солнцу, называя его «господином», укоряя его как живого в том, что «оно простерло горячие лучи» на войско Игоря. Природа в «Слове» не просто фон исторических событий, она еще и активное действующее лицо. Ни в одном из произведений древнерусской литературы так ярко не раскрылось идущее еще от времен славянского язычества таинственное единство человека и природного мира, как в «Слове о полку Игореве»: герои изображены в их единстве с жизнью Вселенной.

Природа в «Слове» предельно одушевлена. Конечно, когда автор сообщает нам, что Игорь летит «соколом», скачет «горностаем», плывет «гоголем» - мы понимаем, что это чисто поэтический прием, но он встречается в «Слове» так часто, что кажется - автор помнит времена «трояновы», когда славяне поклонялись Солнцу, Днепру и Ветру. И не удивительно, что на страницах «Слова» мы встречаем и Деву - обиду с лебедиными крылами, и зловещего Дива, и Карну - олицетворение скорби и плача.

Какие-то мифические черты проглядывают в образе Бояна, Влесова внука, словно он действительно может обернуться и орлом, и сизым волком, и белкой.

Звуками, звонами, пением переполнено все «Слово» - и не менее оно насыщено светом, многоцветьем всех красок.

В древнерусской литературе существовало еще одно произведение, которое могло бы стать рядом со «Словом о полку Игореве», но до нас дошел всего лишь его фрагмент, известный под названием «Слово о погибели Русской земли». Это первый и самый непосредственный отклик на события татаро-монгольского нашествия. Существует версия, что памятник был написан южанином, переселившимся на север Руси не ранее 1240 г., после падения Киева. Памятник дошел до нас в двух списках, в которых «Слово о погибели...» было помещено перед текстом первой редакции «Жития Александра Невского». На этом основании ряд исследователей стали считать «Слово» вступлением к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вряд ли это так - и по стилю, и по жанру, и по своей художественной образности «Слово» ближе к памятникам Киевской Руси, чем к северорусской литературе XIII - XIV вв.

Удивителен ритм этой словно рыдающей прозы, оплакивающей разорение Руси: «О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладезями месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами безчисленными, городы великими, селы дивными, винограды обительными (т.е. садами монастырскими), домы церковными и князьями грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси исполнена земля Русская, а правоверная вера христианская!»

Автор словно с высоты птичьего полета озирает красоты родной земли, преодолевая во мгновение ока ее необозримые пространства. Как и его гениальный предшественник, он сопоставляет былое величие Руси с ее нынешним упадком, прославляет Русь и оплакивает ее. Если «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей перед монголо-татарским нашествием, то «Слово о погибели Русской земли» стало лирическим откликом на события этого нашествия.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика