История русской литературы. Ч. 1
V. ОБЩИЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ.)
Русская литература нового времени прошла гигантский путь развития от первых, еще робких попыток в области светской поэзии и драматургии до классических образов лирики, прозы, драмы, представленных в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Если кратко резюмировать результаты этого поистине небывалого по своей насыщенности и стремительности литературного процесса с конца XVII - до середины XIX вв., то этими результатами предстанут следующие явления:
1) На рубеже XVII-XVIII вв. совершается великий перелом в истории русской литературы и культуры. Литература окончательно порывает связь с религиозной идеологией, приобретает светский характер. Она сознается самими творцами как самостоятельная область искусства, обладающая свойственными ей и только ей эстетическими функциями. Творчество писателя приобретает индивидуальный характер, появляется первое литературное направление - барокко.
2) Литературный процесс нового времени носит ускоренный характер. В XVIII в. отечественная литература, осваивая достижения западноевропейской культуры, приобретает ярко выраженный национальный характер.
3) Уже в XVIII в. в России складывается такая модель отношений между творчеством писателя и общественными запросами, в результате которой литература принимает на себя задачи внеэстетического характера. С этим связано своеобразие русского просветительства, которое как эстафета переходит от художников «безумного и мудрого столетья» (Радищев) к писателям последующих поколений. Если у Пушкина просветительская идеология находит свое отражение в статьях и публицистике (см., например, заметку «О народном воспитании», статью «Александр Радищев»), то в творчестве Гоголя просветительство выливается в религиозно-нравственную проповедь, которую он непосредственно пытается воплотить в жизнь формами самого искусства. Литература в конце 1-ой половин XIX в. приобретает ясно и резко выраженный характер «общественного служения», чему во многом способствуют программные выступления Белинского 1835-1848 гг.
4) Основной задачей русской литературы, начиная с петровских времен и кончая Пушкиным, является задача создания нового литературного языка. Большую роль в этом отношении сыграла реформа Карамзина, опираясь на которую Пушкин создал литературный язык русской классической литературы.
5) Результатом развития русской литературы в период с XVIII по середину XIX вв. стал ее выход на рубежи реализма. Из этого однако не следует, что реализм является вершиной, кульминацией литературного процесса в России XIX в. Каждый метод обладает своими художественными достоинствами; понятие прогресса в сфере искусства - понятие глубоко проблематическое. Творчество крупнейших художников любого времени почти всегда демонтирует выход за рамки одного и того же метода. Между литературными направлениями XIX в. существует преемственность. Изображению психического мира внутреннего конкретного человека научил реалистов психологический романтизм. Реалисты превратили внутреннюю жизнь личности, открытую романтиками, в объект исследования, заключив личность в рамки социального детерминизма. Без романтизма не состоялось бы открытие историзма в русской литературе. Романтики понимали национальный характер, сам дух нации и народности как некое неизменяющееся начало, присущее всем временам и эпохам; реалисты открыли историческую изменчивость самого национального характера (впервые - Пушкин в «Борисе Годунове»), через историзм пришли к подлинно объективному пониманию мира человека и народа, нации. Однако художественные потенции романтизма были не исчерпаны полностью; об этом достаточно красноречиво свидетельствует творчество Лермонтова, а в начале XX в. романтизм как феникс возродится в поэзии символистов, органически связанных с духом романтического искусства.
6) Каждое литературное явление имеет историческое значение, некоторые же феномены литературы приобретают значение непреходящее, вечное, общечеловеческое. Большинство произведений литературы XVIII в. ограничено рамками своей эпохи. Отечественная словесность 1-ой половины XIX в. дала первые образцы русской классики. Термин классика восходит к латинскому «classicus» - образцовый, совершенный. Мерилом совершенства, бесценности, непревзойденности художественного произведения является время. Классикой мы называем такую литературу, которая переживает свое время и своего творца, остается насущно необходимой для читателя последующих поколений. Писатель-классик всегда представляет собой ярчайшую творческую индивидуальность, всегда вносит в литературу нечто новое, взрывающее устоявшуюся традицию. Понятию «классика» противостоит понятие «беллетристика» - совокупность произведений, созданных на уровне художественного сознания своего времени. Беллетристика знаменует собой преобладание общих, групповых начал в литературном творчестве, писатели-беллетристы обычно подхватывают открытия, сделанные художниками-новаторами и тиражируют их, порой превращают в штамп. Повести Бестужева-Марлинского 1830-ых гг. - явление беллетристики внутри романтического направления. Пушкин - первый классик русской литературы, выведший ее в своем творчестве на мировой уровень. Появление Пушкина - этап ускоренности развития русской литературы, но при этом зрелые пушкинские произведения явили собой столь стремительный взлет, что даже для эпохи ускорения это - нечто исключительное. Возникновение великой классики похоже на разлом, на прорыв в постепенной эволюции русской литературы. Вслед за Пушкиным пришли Лермонтов и Гоголь, создавшие уникальные художественные миры, неповторимо индивидуальные, своеобразные. «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка», «Мертвые души» и «Ревизор», «Герой нашего времени» и «Демон» - произведения русской классики, обладающие неисчерпаемым художественным содержанием и богатством художественной формы.
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |