Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

Подлинным дебютом Гоголя в литературе стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», вышедший в 1831-1832 гг. в двух томах.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» - явление литературы романтической, в них нет реального изображения жизни реальных крестьян. «Вечера» - это мир сказки, мечты, мифа, основанного на преданиях украинского фольклора и украинской экзотике. В «Вечерах» воплощен гоголевский идеал простой, нравственной и душевно красивой жизни человека, которым Гоголь мерит достоинства реальной общественной жизни человека, так разительно не соответствующей этому идеалу.

Следующим сборником Гоголя стал «Миргород» (1835), состоящий из четырех повестей - «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Замысел Гоголя заключался в том, чтобы типу пошлого самодовольства и пустоты противопоставить сильные, героические характеры, показать, каким может быть человек, каким он должен быть. Романтические и реалистические повести сосуществуют в «Миргороде», дополняя и объясняя друг друга.

Завершает сборник «Миргород» повесть о ссоре двух Иванов - одна из самых смешных и одновременно печальных повестей Гоголя. Комический эффект в повествовании вызван позицией рассказчика по отношению к двум героям, лишенных какого бы то ни было человеческого чувства. Наивный рассказчик расхваливает героев повести так, что эти похвалы в глазах читателя вызывают только смех и окончательно дискредитируют обоих Иванов. И только в самом конце рассказа звучит голос самого автора, произносящего пламенные слова: «Скучно жить на этом свете, господа!» Скука в мире Гоголя - постоянный символ пустоты и бездуховности человеческого бытия в целом.

Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» и написанные позднее «Нос» и «Шинель» вошли в историю литературы под названием «Петербургские повести». В цикле этих повестей в полной мере развернулся талант Гоголя-сатирика, создавший образ столицы Российской империи как средоточия социальных контрастов.

Но Петербург у Гоголя - это еще символ полнейшей бездуховности, раздробленности человеческой жизни, символ гибели самой человеческой души. Петербург - город-фантом, город-мираж, в нем господствует логика абсурда. Это город самообмана, и поэтому так заклинает Гоголь читателя в конце «Невского проспекта»: «О, не верьте этому Невскому проспекту... Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» В петербургских повестях много фантастики, но функция ее совсем не та, что в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» или даже в «Вие». Там фантастика - средство воссоздания поэтического мира, она фольклорного происхождения. Здесь же он выступает как злая сила, олицетворения искаженных человеческих отношений, неразумной жизни, построенной на нарушении нормальной, естественной логики. Фантастичен сам облик города: «мириады карет валятся с мостов. Тротуары неся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижными, ... дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу...». В этом городе носы молятся в соборе, мертвые чиновники носятся по ночным улицам, собаки разговаривают не хуже людей и носов. Этим фантастическим событиям не удивляется никто из обитателей Петербурга, люди ослеплены злыми силами жизни, им кажется нормальным зло, засосавшее их, они его не видят. Увидеть же зло и ужаснуться ему способны лишь безумцы: художники Пискарев и Чертков, Поприщин, Акакий Акакиевич со своей «вечной идеей-шинелью». Гоголь, впрочем, не склонен по-романтически идеализировать безумие; в «Записках сумасшедшего» безумие обрисовано как клиническая болезнь Порищина; однако нормальный Поприщин - мелкий и ничтожный пошляк, а в своем безумии он оказывается способен на бунт, на человеческое прозрение, и в конце повести Гоголь отдает ему свои самые заветные образы и слова. Последняя запись его в дневнике полна высокого пафоса и трагизма: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже, что они делают со мною! Они льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня! ... Спасите меня! Возьмите меня! Дайте мне тройку быстрых как вихрь коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтесь кони, и несите меня с этого света! А вы знаете, что у алжирского бея под носом шишка?»

Безумие Поприщина сродни озарению гениального художника, вдруг открывшего для себя субстанцию национального духа - тройка, образы ямщика, колокольчика - как это все перекликается со знаменитым финалом «Мертвых душ»!

Также внешне ничтожен герой «Шинели» - самой последней по времени написания повести петербургского цикла. Акакий Акакиевич Башмачкин - бедная жертва и социального неравенства, и чинопочитания, вечный титулярный советник. Однако в его смиренных жалобах содержится для Гоголя очень важный смысл. Недаром выводит писатель в своей повести молодого человека, которому «долго потом среди веселых минут представлялся ... низенький чиновник с лысинкой на лбу, со своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Гоголь был убежден, что каждый человек, каким бы мелким он не казался, имеет право на понимание, сочувствие, уважение. Для Гоголя самое важное в человеке - его нравственное прозрение, независимо от того, к какому чину он принадлежит.

Комедия Гоголя «Ревизор». Обращение Гоголя к жанру комедии неслучайно, ведь ее жанровое содержание предполагает изображение явлений жизни с точки зрения их несоответствия идеалу. Гоголь утверждал, что «комизм кроется везде, что, живя посреди него мы его не видим, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы сами над собой будем валяться со смеху».

Таким образом, в основе всех драматических опытов Гоголя лежит комизм современной ему жизни.

Помимо «Ревизора», признанного шедевра гоголевской драматургии и одного из шедевров драматургии мировой, Гоголю принадлежат также пьесы «Женитьба», «Игроки» и драматические сцены «Утро делового человека», «Тяжба», «Отрывок», «Лакейская», возникшие на основе незавершенной ранней комедии «Владимир третьей степени».

«Ревизор» - первая и одновременно последняя комедия Гоголя: впервые опубликовав ее в 1836 г., автор делал в ней поправки и исправления вплоть до самой смерти. «Ревизор» вызвал также огромное количество авторских разъяснений и комментариев (1842-1846).

Хотя исходным импульсом комедии послужило желание «собрать в одну кучу все дурное в России ... и за одним разом посмеяться над всем», ее художественный смысл гораздо шире и глубже.

Социальная и нравственная проблематика в комедии Гоголя, как всегда, совпадают. Вернее, социальное содержание комедии рассматривается под углом нравственности. Русская драматургия знала более сильные обличения и гневные выпады в адрес сильных мира сего, достаточно вспомнить Грибоедова. И тем не менее ни в одной из пьес русского театра окружающий мир не представлен таким страшным и уродливым. В комедии Гоголя не было ни любовной интриги, ни положительного героя (впоследствии Гоголь пояснил, что единственный положительный герой его пьесы - смех). Но в комедии Гоголя не было и героя в том смысле, в каком мы называем персонажа, ведущего центральную интригу пьесы. Недаром Аполлон Григорьев назвал интригу гоголевской пьесы «миражной». Это было связано с принципиальной новизной и парадоксальностью сюжета пьесы. Комедий о ловких пройдохах в русской драматургии 1-ой половины XIX в. было сколько угодно. В «Ревизоре» в роли ловкого плута-обманщика должен был бы выступить Хлестаков. Однако Хлестаков в пьесе Гоголя никого обманывать не собирался, он оказался плутом «поневоле». Городничий и чиновники вовлекают его в игру, побуждают его вести себя важно и раскованно, видя в нем «инкогнито проклятое». Все кульминационные события, определяющие ход комедии, происходят из стечения обстоятельств, а вовсе не согласно его желанию или плану. Хлестаков - только кажущийся, миражный центр действия пьесы, недаром Белинский указывал на ведущую роль мотива призрачности в развитии действия комедии. Внутренняя пустота делает поведение Хлестакова совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как «получается» - и так, как этого хотят от него другие персонажи пьесы. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко соответствует веку несоответствия реальности истинным идеалам. Хлестаков - фигура общечеловеческая, но как раз время николаевской России создало для нее наиболее подходящую почву. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота его предполагаемого сана словно затмевает им глаза. В мире алогизма торжествуют мнимые ценности, мнимые цели. Поэтому каждый из действующих лиц пьесы несет в себе немало хлестаковщины - это составляет суть авторского замысла (так, например, городничий совсем по-хлестаковски мечтает о своей будущей жизни в Петербурге с высокопоставленным зятем). Потому и является Хлестаков главным героем, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени; они комичны лишь собранные воедино и выставленные на сцене.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика