Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

«Фаталист» - это явная антитеза «Тамани» в общей композиции романа. Если в «Тамани» воля и свобода опоэтизированы как безусловные ценности, то в «Фаталисте» они ставятся под вопрос: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?»

В «Фаталисте» описываются три эксперимента один за другим, и все они как будто утверждают наличие предопределения. В конце рассказа Печорин сам решает испытать судьбу и совершает поистине героический поступок, взяв живым казака-убийцу. Кажется, все говорит о том, что предопределение существует, что в мире господствуют законы железной необходимости, жестко ограничивающие свободу и волю каждого человека. Однако же «Фаталист» завершает роман удивительно мажорной нотой. Быть может, потому, что с неменьшей силой в этой новелле утверждается мысль и о том, что необходимо противостоять этой судьбе, бороться, глядеть в лицо грядущей опасности, не смиряясь со своей участью. Лермонтов о смерти Печорина сообщает еще в середине романа - но в «Фаталисте» мы прощаемся с живым героем, утверждающим активное, действенное отношение к жизни.

Лермонтов не спешит делать окончательные выводы. Он создает в романе тонкую художественную атмосферу, которая противостоит его трагическому колориту. Лермонтову важно было показать не только тупиковую обреченность жизни Печорина, но намекнуть на какую-то возможность выхода для него и людей его поколения. Лермонтов-реалист такой выход указать был не в состоянии. А Лермонтов-романтик - мог. Поэтому и возникают в романе образы-символы лермонтовской романтической поэзии, намек на то, что в жизни существует то высокое предназначенье, о котором мечтает Печорин. В жизни Печорина есть такие моменты, когда он словно преодолевает одиночество, возвращается к себе, к людям. Единственной жизненной ценностью, которую Печорин не в силах отвергнуть, - оказывается природа. Отзываясь на красоту пятигорских пейзажей, Печорин - этот неисправимый индивидуалист, желая того или не желая, признает правоту внешнего мира. На одиночество Печорина обрекает его собственное «я»; сосредоточенность всех помыслов и желаний Лермонтова - это преодоление одиночества, неприкаянности, это возможность гармонии. «Приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такой, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять». Так замечает рассказчик, странствующий офицер в «Бэле», и с этими словами перекликается замечание самого Печорина, и снова в его словах мы слышим голос самого Лермонтова: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?»

Опять возникает на страницах романа это лермонтовское «зачем», которое «как эстафета, было подхвачено самыми выдающимися русскими писателями 2-ой половины XIX в., и прежде всего, Ф.Достоевским и Л. Толстым» (Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Воронеж, 1973. С. 196).

5.3. Н.В. Гоголь (1809-1852)

Литературная критика XIX в., начиная с В.Г.Белинского, связывала имена Лермонтова и Гоголя, называя их первыми представителями послепушкинского периода в русской литературе. Как и Лермонтову, Гоголю были чужды объективность Пушкина, классическая завершенность его художественного мира. Генетически художественные устремления Гоголя были также связаны с романтизмом, но если у Лермонтова неприятие действительности вылилось в изображение конфликта мыслящей личности со средой, то Гоголя оно привело к сатире на пассивное существование, превращающее живых людей в «мертвые души». В основе неприятия действительности у обоих писателей лежало представление о свободе человеческого духа, вера в его творческие потенции, но Гоголь верил прежде всего в нравственное преображение личности на основе здорового народного начала. Лермонтовский скептицизм ему был глубоко чужд. В творчестве Гоголя-реалиста социально-аналитическая критика «пошлого» мира («пошлость пошлого человека») всегда совмещалась с дидактической, морально-нравственной установкой. Гоголь был убежден, что «сила влияния нравственности выше всяких сил», и это нравственное воздействие на человека и общество он связывал с искусством.

Гоголь верил, что через искусство можно достичь преображения жизни в самом высоком смысле этого слова - прежде всего на почве христианской. Современная действительность, сточки зрения Гоголя, погрязла в пошлой суете и «тине мелочей», утратила ощущение высшей цели своего существования. Самого себя Гоголь ощущал как художника-пророка, призванного раскрыть современникам глаза на их духовное измельчание, на их утрату в себе образа и подобия Божия.

Позиция Гоголя, осознавшего себя как художника-миссионера (она особенно яро выявилась во время работы писателя над «Мертвыми душами»), была полной противоположностью позиции Пушкина, утверждавшего эстетическую автономность литературы. Эту противоположность ощущал и сам Гоголь, заметивший в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1840), что «нельзя повторить Пушкина».

Подобная творческая установка Гоголя во многом определила оригинальность его художественного метода. С одной стороны, «Гоголь стремится к предельной генерализации, мыслит общерусскими и общечеловеческими категориями, тяготеет к художественному запечатлению всего «пространства» России, с другой - его взор глубоко проникает в низшие пласты жизни, «со всем сором и дрязгами», «дробью и мелочами» (Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. М., 1989. Т. 1.С. 601).

Гоголь принадлежит к художникам психологического реализма, как Пушкин и Лермонтов, однако предметом его анализа становятся сокровенные душевные движения самых ничтожных людей. При этом Гоголь постоянно подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер их переживаний («Всякий хоть на минуту ... делался или делается Хлестаковым») для того, чтобы ярче раскрыть «пошлость жизни».

Гоголь прибегает к намеренной утрированности, гиперболичности, гротеску. Его реализм граничит с фантастикой, с алогическим изображением событий. Особой чертой творческого метода Гоголя является характеристика убогого душевного мира его героев через мир вещей, с которыми они срослись: вещественное здесь вытесняет духовное, не оставляет ему места. Гоголь изображал, как сам он писал, «безответно мертвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Обращение к такой сфере позволило блестяще проявиться природному комическому и сатирическому дарованию писателя. Но гоголевский комизм - это «смех сквозь слезы», который, по словам Белинского, «состоит в противоположности созерцания истинной жизни, в противоположности идеала жизни - с действительностью жизни». Как и творчество Лермонтова, творчество Гоголя характеризует «субъективность» (слово Белинского) - т.е. резко выраженное автором отношение к изображенному миру. Сарказм Гоголя сочетается с патетическим лиризмом, юмор «Вечеров» - с трагедийностью петербургских повестей, сатира «Ревизора» и «Мертвых душ» - с эпосом «Тараса Бульбы». Гоголевская субъективность была порождена контрастом между идеальными представлениями писателя о норме бытия и окружавшей его бездуховной действительностью России 1835-1840 гг.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика