Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

«Герой нашего времени» (1837-1840) - вершинное творение Лермонтова, первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Отдельному изданию романа (1840) предшествовали журнальные публикации повестей «Бэла», «Фаталист» и «Тамань» («Отечественные записки», 1839-1840). Реакция публики после выхода романа была такова, что Лермонтов счел нужным добавить к своему сочинению еще одно предисловие (одно уже было - перед «Журналом Печорина»). «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Однако ни осуждать «порочного» Печорина, ни давать нравственный урок простодушной публике Лермонтов решительно отказывается; наоборот, он скорее склонен оправдать своего героя: «ведь мы почти всегда извиняем то, что понимаем». Автор прежде всего предостерегает читателя от однозначного ответа на вопрос: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ - заглавие этой книги. - «Да это злая ирония!» - скажут они. - Не знаю».

«Герой нашего времени» - роман не менее уникальный, чем «Евгений Онегин». Белинский назвал пушкинский роман самым задушевным созданием поэта; еще в большей степени эти слова можно отнести к роману Лермонтова. В «Герое нашего времени», по сути дела, отзывается все творчество Лермонтова, этот роман буквально пронизан субъективным лермонтовским элементом; в его тексте можно найти прямые реминисценции из поэзии Лермонтова - из «Паруса», «Думы», «Демона», «Маскарада». Главная тема романа - личность в процессе самопознания, исследование духовного мира человека - является главной темой всего лермонтовского творчества. «История души человеческой, пишет Лермонтов в предисловии к роману, - «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». С этой точки зрения в романе рассматривается целый комплекс сложнейших нравственно-философских проблем: В чем заключается истинный смысл жизни? Что такое добро и зло? Что такое самопознание человека, какую роль играют в нем страсти, воля, рассудок? Свободен ли человек в своих поступках, несет ли он за них нравственную ответственность? Существует ли какая-то опора вне самого человека или все замыкается на его личности? А если существует, то имеет ли право человек, какой бы сильной волей он ни обладал, играть жизнью, судьбой, душой других людей? Несет ли он расплату за это?

Исследуя душу своего героя, Лермонтов начинает с того момента, на котором остановился Пушкин. И Печорин, и Онегин принадлежат к типу «странного человека» - человека, по своим нравственным и интеллектуальным качествам бесконечно превосходящего окружающую его действительность, но не находящего себе места в ней, оторвавшегося от одного берега и не приставшего к другому - да другого и не было. Но если в Онегине отражен мучительный, во многом полустихийный процесс становления человека, то в Печорине запечатлена трагедия уже сложившейся развитой личности, обреченной жить в обезличенной действительности последекабристской России. Повышенный интерес к внутреннему миру человека закономерно привел Лермонтова к подлинному психологизму. В его романе уже явственно обнаруживаются истоки «диалектики души». Будущей прозы Л.Н.Толстого.

Печорин, в отличие от Онегина, изображен как личность необыкновенная, наделенная могучей волей и, самое главное, стремлением к самоанализу. «Только в высшем состоянии самосознания человек может оценить правосудие божие», - утверждает Печорин на страницах своего дневника. Мысль эта глубоко лермонтовская. Лермонтов не боится доверять герою романа свои самые выстраданные мысли. Не случайно, что на образ Печорина явно падает отсвет лермонтовского романтизма. На страницах же печоринского дневника сознание автора и героя порой совпадают так, что Печорин невольно кажется лирическим двойником самого Лермонтова. Может быть, именно поэтому Печорин так и остается до конца фигурой таинственной, исключительной. Об этой загадочности главного героя писал и Белинский, сказавший, между прочим, после встречи с Лермонтовым в 1840 г.: «Печорин - это он сам, как есть. Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном, озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого».

Роман Лермонтова написан на стыке двух художественных традиций - романтизма и реализма, и быть может, в этом заключается один из секретов неизъяснимой магии «Героя нашего времени».

Само отношение Лермонтова к своему герою двойственно. Вкладывая в уста Печорина свои мысли - «полные сомнения, ярости, отрицания» (по оценке Герцена), Лермонтов в то же время придерживается относительно своего героя критической дистанции. Здесь немаловажную роль играет странная композиция романа. «Герой нашего времени» состоит из новелл, связанных единством героя и авторской мысли. Эпизоды из жизни Печорина смещены во временном отношении. Начинается роман с середины и доводится до бесцельно-трагической смерти героя, после чего события развертываются от их начала к середине. В целом роман строится как две взаимосвязанные и противостоящие одна другой части. В первой из них («Бэла», «Максим Максимыч») характер Печорина раскрывается как бы со стороны, «объективно»; во второй - «Журнал Печорина», включающий в себя повесть «Княжна Мэри» в обрамлении новелл «Тамань» и «Фаталист» - преобладает субъективно-исповедальный анализ душевной жизни героя, сделанный от его лица. Однако такая сложная композиция романа нужна Лермонтову не только для полного раскрытия внутреннего мира Печорина. Будь это так, то в романе было бы достаточно «Княжны Мэри», где, казалось бы, достигнуто полное самораскрытие сложной и противоречивой натуры Печорина. Он здесь представлен как жертва и герой в одном лице, чья душа «испорчена светом», разорвана на две половины. Беспредельный индивидуализм Печорина, его жажда покорить своей воле всех и вся, с кем бы он ни соприкасался, несет смерть и разрушение.

На протяжении всего романа Печорин словно ставит целую серию экспериментов, играя своей жизнью и жизнью других людей, испытывая свою судьбу и судьбу других людей. «Я был необходимое лицо пятого акта, невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?» Через весь роман Лермонтова проходит эта коллизия, в высшей степени характерная для всей его романтической поэзии - Личность и судьба в их столкновении. Финал «Княжны Мэри» относит читателя к «Тамани», а «Тамань» в свою очередь перекликается с «Фаталистом». Мир «Тамани» обрисован Лермонтовым двойственно. Как художник-реалист, он показывает жестокость и бесчеловечность «честных контрабандистов». И в то же время новелла «Тамань» (это «стихотворение в прозе», по определению Белинского) несет в себе обаяние лермонтовского романтизма. Действие рассказа разворачивается на фоне беспредельного моря, и среди его волн возникает лодочка храбреца Янко, «которая выскакивает из пропасти среди брызгов пены». Этот образ воспринимается как образ человека, осмеливающегося бросить вызов судьбе, року, враждебным силам. Воля человека здесь торжествует над внешним миром, и недаром же Печорин, отказываясь в конце «Княжны Мэри» от брака с юной княжной, сравнивает себя с матросом с разбойничьего брига, который все «прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там, на бледной черте, отделяющей синюю пучину от ярких тучек, желанный парус...»

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика