История русской литературы. Ч. 1
Однако эта жажда активного бытия лирического героя сталкивается с его реальным положением в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах. Мир отвергает героя, изгоняет его - но и герой отвергает этот мир, ощущая свое одиночество, свою участь вечного скитальца как следствие своего избранничества. Отрицание окружающего мира часто принимает всеразрушающий характер, усиливая настроения скептицизма и безысходности. Лермонтов в это время находится под сильнейшим влиянием поэзии Байрона. Знаменательно, однако, что этот период как бы завершается стихотворением, утверждающим: «Нет, я не Байрон, я другой, / Еще неведомый избранник, / Как он гонимый миром странник, / Но только с русскою душой».
Второй период творчества Лермонтова - 1833-1836 гг. Это годы становления, углубления самобытности поэтического мира художника. Лермонтов находит свои темы, определяет проблемы современности и их место в собственном творчестве. В этот период поэт создает сравнительно мало собственно лирических произведений, центр тяжести в его творчестве смещается к эпосу и драме. В 1836 г. Лермонтов работает над незаконченным романом «Княгиня Литовская», в котором впервые появляется образ Григория Печорина. Прозаическая психологическая драма «Два брата» тоже в какой-то степени является подготовкой к будущему лермонтовскому шедевру. Вершиной лермонтовской драматургии является романтическая драма «Маскарад» (1835-1836), которую сам автор тщетно пытался поставить на сцене.
1837-1841 гг. - время высшего расцвета творчества Лермонтова.
Лирические темы и мотивы в зрелой лирике Лермонтова радикально не меняются; его герой по-прежнему исключительная натура, избранник небес, странник, обреченный на одиночество («Пророк», «Тучки небесные, вечные странники», «Листок» и т.д.). Но при этом поэт все острее ощущает ограниченность и уязвимость мятежного индивидуализма, все настойчивее стремится соотнести свои идеалы с реальностью. Протест и отрицание в его поэзии относится прежде всего к светскому обществу, к русской общественной жизни в целом («Как часто, пестрою толпою окружен», «Дума», «Смерть поэта»). Однако в самой реальной действительности лирический герой пытается найти опору и для своего протеста, и для искомого идеала. Поэт обращается к истории, к народной стихии (фольклорной и современной). Неслучайно, что Лермонтов собирался дебютировать в русской литературе стихотворением «Бородино» (оно было опубликовано в 6-ом номере «Современника» за 1837 г.). Впервые в русской литературе историческое событие было увидено глазами рядового участника сражения, и данная им оценка событиям 1812 г. полностью совпала с авторской. Л.Н. Толстой впоследствии назвал стихотворение Лермонтова «зерном» «Войны и мира». Национальный русский характер, воплощенный в образе рассказчика, был противопоставлен Лермонтовым новому поколению последекабристской России: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри - не вы». Именно в этих строках Белинский увидел основную мысль стихотворения. С той же самой мыслью был связан у Лермонтова и замысел его поэмы «Песня про купца Калашникова».
В стихотворении «Родина» идеал поэта лишается своего отвлеченного содержания, наполняясь конкретными приметами родной земли. Стихотворение Лермонтова - это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне, и в этом его «Родина» противостоит не только официально-патриотической поэзии XVIII в., но и гражданской лирике декабристов и Пушкина. Лермонтов называет свое чувство к родине «странным», потому что оно иррационально, не подвластно рассудку. Противопоставляя воинской славе России простые картины родной природы и русской деревни, поэт не снижает традиционных патриотических ценностей (об этом говорит патетическая лексика 1-ой части стихотворения). С другой стороны, и образ проселочной деревенской России рисуется в сдержанных тонах; здесь нет ни романтической приподнятости, ни идеализации. Стихотворение отличается общим светлым настроением, и только щемящая строка - «дрожащие огни печальных деревень» - сообщает тексту грустный оттенок, полный затаенного лермонтовского лиризма.
В поздней лирике Лермонтова переосмысляются мотивы одиночества и скитальчества. Если в ранней поэзии одиночество - знак высокого избранничества, поэт противопоставляет своего лирического героя окружающему миру, то в поздних стихотворениях Лермонтов тяготится им, старается его преодолеть. В стихотворении «Спеша на Север издалека» поэт более всего страшится того, что он будет забыт на родине после своего изгнанья, что он не найдет вокруг себя «тех добрых, чистых, благородных / деливших молодость со мной». Он создает настоящий гимн дружбе в стихотворении «Я знал его - мы странствовали с ним», посвященном поэту декабристу А.Н. Одоевскому, с которым Лермонтов встретился о время первой кавказской ссылки. В лирику позднего Лермонтова входит сознание обыкновенных людей («Сосед&;raquo;, «Соседка», «Завещание», «Валерик»). Лирический герой не сливается с ними, но их сближают общие чувства: тоска по лучшей доле, порыв к свободе, горечь от несбывшихся надежд. «Завещание» 1840 г. - одно из вершин поздней лермонтовской лирики. Стихотворение построено как монолог умирающего армейского офицера, обращенный к боевому товарищу. Скепсис, горечь, неудовлетворенность умирающего офицера, его трагическое одиночество перед смертью выражают типично лермонтовские переживания. Мотив одиночества и трагической разъединенности людей приобретает в лирике Лермонтова обобщающий и тем самым гуманистический смысл.
«Завещание» по своей ритмико-интонационной структуре, простой, сдержанной и вместе с тем выразительной лексике очень близко другому лермонтовскому шедевру - стихотворению «Валерик». «Валерик» - это послание, адресованное любимой женщине и содержащее развернутое описание военных действий русских войск на Кавказе против чеченцев. Видение мира в стихотворении проникнуто лермонтовским субъективизмом, лиризмом. Оно обрисовывает и душевную эволюцию лирического героя - от юношеской веры в жизнь и людей к скептицизму, неверию, к охлажденному взгляду на жизнь: «У Бога счастья не прошу / И молча зло переношу». В то же время это стихотворение - шедевр психологического реализма в поэзии Лермонтова. Беспощадно жестокое описание правовых стычек («...резались жестоко / Как звери, молча / Грудью в грудь») предвещает толстовский «отстраненный» взгляд на войну в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Еще в большей степени Лермонтов выступает предшественником Л. Толстого, когда, после сцены смерти раненого капитана, в конце стихотворения возникают размышления поэта о бессмысленности войны, о ее полном противоречии с окружающим человека природным миром: «Жалкий человек! / Чего он хочет? Небо ясно / Под небом много места всем, / Но беспрестанно и напрасно / Один воюет он - зачем?» «Зачем?» - сугубо лермонтовский вопрос в литературе, наряду с классическим «что делать?» и «кто виноват?» В его поэзии, драматургии, прозе он возникает постоянно (см. об этом: Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Воронеж, 1973. С. 194-196).
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |