Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

Мировоззрение человека средневековья дуалистично, дуалистично и его представление о человеческой природе. В человеке, согласно христианскому учению, заложено и духовное, божественное начало и телесное, греховное. Человек волен выбирать между добром и злом. Выбрав добро, человек может последовательно идти путем добра, достичь святости; выбрав зло - «по наущению дьявола», конечно, идти путем зла и стать грешником. Правда, грешник на любой ступени своего падения может покаяться и сразу стать праведником - примером таких полных, бескомпромиссных превращений полна древнерусская литература XIV - XV вв. Древнерусский книжник не знает причинно-следственной обусловленности поступков человека его характером, они объясняются вмешательством небесных или дьявольских сил. Личность воспринимается как вместилище либо добродетели, либо пороков, человек либо свят, либо грешен. Иное, более сложное представление о сущности человеческой природы придет позднее, в XVII в.

Итак, древнерусская литература как литература средневековья имеет ряд особенностей, отличающих ее от литературы нового времени: рукописный характер бытования, анонимность большинства произведений, историзм, традиционность, религиозный символизм. Эти особенности обусловлены характером мировоззрения древнерусского книжника, спецификой средневековой эстетики.

Современные исследователи древнерусской литературы предлагают несколько вариантов ее периодизации. Мы остановимся на самой традиционной - она учитывает не только факты гражданской истории, но и собственно литературный фактор. Основные периоды в развитии древнерусской литературы и их содержание в целом можно представить в виде следующей схемы-таблицы:

Хронология

Исторические события

Литературный процесс

XI – сер. XIII в.

Образование Киевской Руси, начало феодальной раздробленности и начало татаро-монгольского нашествия

Освоение литературного наследия Византии и  создание оригинальной словесности

2 пол. ХIII в. - XV в.

Татаро-монгольское иго, феодальная раздробленность

Центростремительные и центробежные тенденции в литературе (литература регионов и литература Москвы)

конец XV - XVI вв.

Возникновение русского централизованного самодержавного государства

Формирование «официальной» литературы; расцвет публицистики

XVII в.

«Бунташный» век: смута, польская интервенция, народные восстания

Кризис традиционной средневековой эстетики, переход от древнерусской литературы к литературе нового времени.

2. Литература Киевской Руси и древнерусских княжеств домонгольского периода (XI - начало XIII вв.)

Литературу XI - XIII вв. мы называем древнерусской по самоназванию народности, которая впоследствии стала родоначальницей трех восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Наши предки называли себя русичами, а свою землю Русской землей. Если же соблюдать научную педантичность, то древнерусскую литературу XI - XIII вв. следовало бы назвать древневосточнославянской; она послужила истоком для трех литератур: русской (в более узком смысле - великорусской), украинской и белорусской.

Называя литературу XI - XIII вв. литературой Киевской Руси, необходимо иметь в виду, что уже с XI в. Киевская Русь распалась на несколько удельных княжеств, соперничавших с Киевом и создавших новые литературные школы - новгородскую и владимиро-суздальскую наряду с киево-черниговской.

И тем не менее это все же «литература Киевской Руси», имеющая свои характерные черты, отличающие ее от литературы последующих периодов. Она тяготеет к Киеву как к своему естественному культурному центру, ей свойственна широта кругозора (авторы пишут о Русской земле, а не о Новгороде или Пскове, как это будет в региональных литературах XIV в.). В данном отношении «Моление» Даниила Заточника - памятник владимиро-суздальского происхождения - стоит в одном ряду со «Словом о Законе и Благодати» Иллариона или «Хождением Игумена» Даниила.

Литература Киевской Руси - это высший взлет и расцвет древнерусской словесности - взлет, трагически прерванный нашествием Батыя. Такого богатства и разнообразия памятников не знала больше древнерусская литература ни в одном из своих периодов. А сколько драгоценных рукописей сгорело в огне татаро-монгольского нашествия! Литературе этого времени свойственна высокая культура художественного слова; она элитарна, аристократична; она адресована читателям, искушенным в книжной мудрости.

В чем же заключались причины подобного культурного взрыва? Их несколько. Первая, конечно - сам факт образования древнерусского государства, и как следствие его - высокое «историческое самосознание». Мы еще увидим, с какой страстью и достоинством отстаивают древнерусские книжники честь и славу Русской земли, как ревниво сравнивают ее с Византией, утверждая свое равенство с могущественной империей православного Востока. Вторая причина - несомненный факт существования устного народного творчества в самых его развитых формах еще задолго до возникновения на Руси книжной литературы. Об этом говорят не только летописи, донесшие до нас устные предания неведомой старины, но чуть ли не каждый памятник ранней древнерусской письменности, а более всего - «Слово о полку Игореве». «Слово» же свидетельствует о богатой поэтической традиции, существовавшей в среде княжеских дружин языческого периода, оно донесло до нас и образцы дружинной поэзии, и имя гениального певца - Бояна. Наконец, огромное значение для культурного развития Руси имело принятие христианства при киевском князе Владимире в 988 г. Мы не знаем, существовала ли письменность на Руси до христианства (лингвистические и исторические данные дают положительный ответ на этот вопрос), или только с принятием христианства.

Письменность стала фактором, активно влияющим на развитие культуры Киевского государства. При этом исключительно благоприятные условия для развития древнерусской книжности создались благодаря практическому отсутствию на Руси (как и в других славянских странах) двуязычия. Греческая церковь, в отличие от римской (католической) позволяла вести богослужение и создавать церковную литературу на межславянском литературном языке. (На Западе языком священного писания была латынь). Тут решающую роль сыграла миссионерская деятельность братьев-просветителей - Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и уже в 80 г. IX в. переведших в Болгарии на славянские языки большинство библейских, богослужебных и богословских текстов. Старославянский или церковнославянский язык (он восходит к одному из диалектов болгарского) стал языком богослужебной и церковной литературы; он был очень близок древнерусскому литературному языку - языку деловой письменности, исторических и повествовательных текстов (оригинальных и переводных). Взаимопроникновение церковнославянского и древнерусского языков никогда не превращалось в слияние, но оно было исключительно благотворным для развития древнерусской книжности в целом.

Естественным следствием Крещения Руси стало ее приобщение к христианской литературе, уяснявшей и разъяснявшей новые мировоззренческие понятия. Христианская книжность проникала на Русь и непосредственно из Византии, и из Болгарии, ставшей в X в., в пору золотого расцвета своей культуры, настоящей посредницей между Византией и новообращенным славянским миром. Русь получила библейские книги (Ветхий и Новый Завет), патристику (сочинения отцов церкви), апокрифы (легендарно-религиозные сказания, очень оригинально, «неканонически» толкующие традиционные библейские сюжеты; византийское «Хождение Богородицы по мукам» яркий пример апокрифа), хроники, многочисленную житийную литературу, сборники, представляющие собой «естественнонаучные» средневековые энциклопедии («Шестоднев», «Физиолог»). Мы берем слово «естественнонаучные» в кавычки не только из-за своеобразного характера научных данных - в этих сборниках реальные сведения сопровождались символическими иносказаниями в духе христианской идеологии и были снабжены изрядной долей поэтической фантастики, которую охотно принимал на веру средневековый читатель. Очень распространенная в Византии светская литература на Руси за редкими исключениями была почти не известна.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика