История русской литературы. Ч. 1
Общественный накал философско-эстетических исканий русской литературы 2-й четверти XIX в. привел к новому расцвету публицистики, журнальной критики, полемики. В конце 20-х - начале 30-х гг. с разными эстетическими концепциями романтизма выступили Н.А.Полевой в журнале «Московский телеграф», С.П. Шевырев - в «Московском наблюдателе». Пушкин и его соратники (А.И. Дельвиг, П.А. Вяземский) в «Литературной газете» и журнале «Современник» вели настойчивую борьбу с «булгаринской партией» в литературе. Отстаивая принципы независимости художественного творчества, Пушкин в 1830-е гг. идет своей дорогой, все более и более оказываясь в духовной изоляции. Однако он стремится привлечь в издаваемый им журнал «Современник» самые свежие, самые многообещающие таланты в русской литературе. В 1825-1835 гг. литература остается в целом романтической, новые начинания Пушкина не находили отклика не только в широких слоях читающей публики, но и в среде его ближайших сподвижников. В 1830-е гг. в русской литературе намечается постепенный переход к прозе, хотя поэзия и занимает еще достаточно заметное место в литературной жизни страны (творчество романтиков Баратынского, Тютчева, лирика поэтов пушкинской плеяды; самобытный талант Кольцова). Традиции гражданской поэзии получают новое философско-эстетическое переосмысление в творчестве А.П. Полежаева, А.П. Одоевского и наконец - М.Ю. Лермонтова; в середине 1840-х гг. начинается творческий путь романтиков А.П. Григорьева, Я.П. Полонского.
Ведущим жанром в прозе 1830 г. остается повесть (романтическая - Бестужев-Марлинский; романтическая и философская - В.Ф. Одоевский). В 1835 г. с появлением «Капитанской дочки» и «Пиковой дамы» Пушкина, «Арабесок» и «Миргорода» Гоголя русская проза выходит к новому, реалистическому рубежу. Однако реализм в литературе 1830-1840 гг. остается все же исключительным, единичным явлением. Всю неисчерпанность и глубину романтизма как художественного феномена продемонстрировало в 1837-1841 гг. творчество Лермонтова, в первую очередь его поэзия - поэзия протестующей личности. Однако центральным произведением Лермонтова стал его реалистический роман «Герой нашего времени», генетически связанный с романтизмом. Полностью реализм побеждает к середине 1840-х гг., став в творчестве писателей «натуральной школы» массовым явлением в русской литературе.
Теоретиком и вождем «натуральной школа» выступил В.Г. Белинский - в журналах «Отечественные записки» и «Современник». Белинский начал борьбу за основы нового реалистического искусства еще в 1834 г., когда в своих первых статьях «Литературные мечтания» и «О русской повести и повестях Н.В. Гоголя» он выдвинул мысль о завершенности пушкинского и о начале нового, гоголевского периода в русской литературе. Белинский формировал эстетику будущего критического реализма с его социально-обличительным пафосом, взяв в свои союзники Гоголя. «Натуральная школа», по мысли Белинского, должна была развивать гоголевские традиции - традиции социальной диагностики. Между тем творчество Гоголя, как мы увидим впоследствии, было значительно шире критического (и даже сатирического) пафоса; эстетика «натуральной школы» упускала из вида едва ли не главное: личность художника, его субъективный взгляд на себя самого и свои творения.
Белинский - гениальный критик, наделенный бесценным даром - врожденным эстетическим чутьем. Именно он открыл русской публике подлинный масштаб дарований Лермонтова и Гоголя, именно Белинскому и поныне принадлежат лучшие работы о творчестве Пушкина. Однако именно эстетическая концепция Белинского создала основы для утверждения преимущественно общественной функции литературы. Противопоставление «пушкинского» (чисто художественного) периода - «гоголевскому» (социально-обличительному) в русской литературе станет впоследствии (уже в 1860-х гг.) центральным в литературной полемике между представителями революционно-демократической критики и защитниками «чистого искусства» (А. Дружинин, П. Анненков, В. Боткин).
4.1. Поэзия 1826-1830 гг. Е.А.Баратынский. А.В.Кольцов
В поэзии 1826-1830 гг. происходит разрушение пушкинских принципов «школы гармонической точности» с ее культом изящного, стремлением к ясности поэтического языка и композиции. Появляется новый тип психологической и философской лирики с подчеркнутым вниманием к самоанализу, осмыслению всеобщих законов природы и бытия.
Наиболее ярко эти тенденции проявились в творчестве крупнейшего поэта XIX в. Е.А. Баратынского (1800-1844 гг.).
В 1820-х гг. Баратынский принадлежал к поэтам пушкинского круга, выделяясь среди них особым складом художественного мироощущения. Баратынский начал с элегией, и сам Пушкин был готов признать первенство за ним в этом жанре. «Певец Пиров и грусти томной» - под этим именем Баратынский вошел и в пушкинский стихотворный роман «Евгений Онегин». Поэт заявил себя в этом роде грустных поэтических произведений как один из самых глубоких выразителей настроений скорби и разочарования, которые утвердятся в русской поэзии после декабря 1825 г., но которые Баратынский как бы предчувствовал много раньше. По сути своей лирический герой Баратынского - первый по-настоящему разочарованный герой русской литературы. При этом в своей ранней поэзии Баратынский не столько выражает свои чувства, сколько анализирует, размышляет о них. Но мысль Баратынского, полная тревоги и беспокойства, тесно связана с глубоким внутренним чувством. Современников поражали его аналитические элегии, посвященные анализу развития и угасания любви – «Разуверение», «Признание», «Охлаждение». Угасание любви, по Баратынскому, - это не есть следствие измены, утраты молодости, оно приходит само собой, подчиняясь непреложному закону времени: «Не властны мы в самих себе, /ив молодые наши лета. / Даем поспешные обеты / Смешные, может быть, всевидящей судьбе» (элегия «Признание»). Это ощущение непреложного, вне индивидуального начала, господствующего над человеком, придает элегиям Баратынского философскую окраску. «Он у нас оригинален, ибо мыслит, между тем как чувствует глубоко и сильно», - писал о Баратынском Пушкин.
Диалектический анализ чувства - вот открытие, сделанное Баратынским. Его элегии готовили расцвет психологического романа в русской литературе XIX в., а в XX в. - почву для поэзии Иннокентия Анненского и Анны Ахматовой.
К середине 1820-х гг. субъективно-лирическое начало в поэзии Баратынского значительно ослабевает. Элегии преобразуются в новый жанр - медитации, размышления, куда свободно входят философские мотивы, расширившие тематику его поэзии. Последекабристская эпоха особенно усилила тягу Баратынского к поэзии преимущественно философской. Мотивы пессимизма и безысходной тоски, мысль об одиночестве человека в мироздании характеризуют поэзию Баратынского того времени.
В то же время в его стихотворениях нет бунтарских мотивов, свойственных поэзии Лермонтова. Стихотворение «Последняя смерть» посвящено гибели мира, но гибель приходит в результате естественного закона, она фатальна и неотвратима. Отсюда своеобразие трактовки темы смерти у Баратынского - она «всех загородок разрешенье» упорядочивающее и организующее начало в земном мире.
Особенно значимо для понимания мировоззрения Баратынского его стихотворение «Последний поэт». Баратынский, как истый романтик, видел в художественном творчестве истоки гармонии, возможное осуществление идеала любви и красоты на земле. Однако наступающий буржуазный век не без основания рисовался Баратынскому как бесчеловечный, противоестественный, враждебный искусству, а следовательно - и человеку. Баратынский едва ли не первый из русских писателей вводит в литературу понятие «железный век»: «Век шествует путем своим железным / В сердцах корысть, и общая мечта / Час от часу насущным и полезным / Отчетливей, бесстыдней занята / Исчезнули при свете просвещения. / Поэзии ребяческие сны, / И не о ней хлопочут поколенья, / Промышленным заботам преданы».
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |