Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

II. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (XI - XVII ВВ.)

1. Эстетическое своеобразие русской литературы средневековья (по сравнению с литературой нового времени)

Древнерусская литература - это начальный и исторически закономерный этап развития великой русской литературы в целом. Она обладает неповторимым художественным своеобразием, многие ее произведения до сих пор доставляют современному читателю настоящее эстетическое наслаждение. И в то же время древнерусская литература - явление средневековой культуры, и мы мало что в ней поймем, если будем подходить к ней с эстетическими мерками современности. Средневековому человеку присуще было иное видение мира, иные нравственные и эстетические ценности. Своеобразие содержания средневековой культуры во многом определялось особой ролью христианской религии и церкви в жизни общества. Средневековая культура по своему характеру синкретична. А это значит, что искусство, мораль, зачатки естественных, экономических, правовых, исторических знаний не выделились еще в самостоятельные области искусства, этики, права, истории, естествознания, экономики. Чаще всего они существовали в русле религиозной христианской традиции. Вот почему так трудно, а зачастую и невозможно выделить среди памятников древнерусской письменности собственно художественные тексты, отличить их от чисто богословских, деловых, исторических, естественнонаучных. Как правило, памятники средневековой литературы многофункциональны, и эстетическая функция у них вовсе не является главной. Основу жанровой системы литературы средневековья составляли именно такие многофункциональные жанры, выполняющие религиозно-обрядовые (проповедь, «слово») или деловые функции (летопись, поучение). Что прежде всего ценил в письменности древнерусский книжник? Не красоту слова, не увлекательность сюжета - пользу! «Велика бывает польза от учения книжного; книги поучают и наставляют нас на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они - узда воздержания». Литература, письменность, слово воспринимались в эпоху средневековья как нечто очень серьезное, предназначенное обслуживать наиболее высокие духовные потребности. Поучительный, наставительный характер в высшей степени свойственен древнерусской литературе в целом. Письменность в сознании древнерусского книжника после принятия христианства приобрела сакральный смысл: литература должна была не просто разъяснить основы нового вероучения, она должна была рассказать, как устроен мир, в чем смысл мудро «устроенной Богом» природы, каковы правила общежития для человека в этом мире - с точки зрения христианской религии. Это была литература, по словам Д.С. Лихачева, «одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни» (Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971. С. 56).

Однако, древнерусского читателя интересовали не только мировоззренческие проблемы, но и обычная повседневная жизнь. Рядом с высокими жанрами древнерусской литературы мирно сосуществовали жанры устного народного творчества, призванные удовлетворить самые обычные запросы рядового древнерусского читателя - рассказ, сказка, анекдот, любовная песня, богатырский эпос. Жанры древнерусской литературы и фольклорные жанры взаимно дополняли друг друга, составляли одно целое. Древнерусская литература, в отличие от литературы нового времени, в целом была очень близка к устному народному творчеству.

Древнерусская литература была рукописной.

Более позднее изобретение книгопечатания практически не изменило ситуацию. Тексты памятников древнерусской литературы не отличались устойчивостью. Переписчик мог просто скопировать текст (в этом случае мы говорим о списке памятника), а мог внести в него значительные изменения -вставить текст из другого произведения, поправить стиль - т.е. создать новую редакцию памятника. Это очень затрудняет проблему датировки, особенно произведений древнерусской литературы раннего периода - а они дошли до нас, как правило, в более поздних списках и редакциях, причем не в виде отдельный рукописи, а в составе сборников из нескольких рукописных произведений. С волей автора переписчик мог не считаться - авторского права в средневековом обществе не существовало. Древнерусская литература, как правило, была анонимной - ведь автор не сознавал свое право на художественное творчество. Нам известно сравнительно небольшое число имен древнерусских писателей, не говоря уже об их биографии. Древнерусский писатель если и ставил имя под своим произведением, то обязательно снабжал его такими эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный» - ведь согласно христианской концепции личности гордыня почиталась смертным грехом, а смирение верхом добродетели. Индивидуальные, авторские стили в древнерусской литературе выражены очень слабо. Как и фольклор, древнерусская литература развивается в русле устойчивой жанровой традиции. По замечанию Д.С. Лихачева, в древнерусской литературе «стиль закрепляется не за автором, а за жанром», и развитие древнерусской литературы - это развитие стилистических традиций внутри отдельных жанров - жития, воинской повести, ораторской прозы. Индивидуальные особенности личности писателя получат свое развитие только в литературе нового времени. Традиционность - тип средневекового творчества, оно покоится на глубоком убеждении, что в мире существует единственное правильное мировоззрение - христианская идеология. Традиционность в средневековой культуре (и литературе в целом) связана с идеей о неподвижности, неизменности всего бытия, раз и навсегда созданного Богом. Художник - будь то книжник, иконописец, зодчий - должен ориентироваться только на традицию, закрепленную в том или ином высшем образце, следовать определенному канону, воплощенному в том или ином житие, иконе, храме.

Традиционность в древнерусской литературе охватывает не только содержание произведений, но и их форму - принцип изображения человека, сюжет, композицию, язык. Каждый жанр подразумевает свою сюжетную ситуацию, а та или иная ситуация должны быть описаны в соответствии с определенным литературным этикетом.

Характерной особенностью древнерусской литературы является средневековый историзм, проявляющийся в том, что древнерусский писатель в своих сочинениях не допускает вымысла. Он строго следует за фактом, связывает свое произведение с конкретным историческим событием, его героем может быть только реально существующее лицо (или же писатель считает его реальным). Право на художественный вымысел будет осознано древнерусским писателем только в XVII в. А в ранней древнерусской словесности, даже когда речь идет о явлениях сверхъестественных (например, чудеса святых), книжник не допускает ни малейшей тени сомнения в реальности происходящего. Чтобы убедить читателя в достоверности событий, книжник описывает чудеса с такими реалистическими, бытовыми подробностями, как будто он видит их собственными глазами. Возникает своеобразное явление: фантастический мир изображается как реальный (например, изображение ада и мучений грешников в переводном апокрифе «Хождение Богородицы по мукам»). Зато и обычный, наш реальный мир в глазах древнерусского книжника часто предстает как видимость. Ведь человек средневековья воспринимает окружающий его действительный, посюсторонний мир как отражение иной реальности - небесной, божественной, потусторонней. Отсюда вытекает такая особенность древнерусской литературы как символизм. Любой предмет реального мира воспринимается как знак, символ, иносказание, намек на иную, потустороннюю сущность. В средневековых текстах символ часто заменяется аллегорией - особенно это свойственно поучениям и притчам, различного рода нравоучительным рассказам - апологам. В переводной «Повести о Варлааме и Иосафе» есть притча о человеке, который спасаясь от единорога, хватается за ветви дерева и повисает над пропастью, на дне которой две мыши (черная и белая) грызут корни дерева. Внизу - дракон, он ожидает, когда человек свалится вниз. Но человек, не обращая на него внимания, наслаждается каплями меда, стекающими к нему с листвы. Символика притчи проста и ясна. Единорог - смерть; дерево - жизнь; мыши день и ночь; дракон - чрево адово (ад на иконах часто изображался в виде дракона или змея). Упиваясь удовольствиями, человек забывает о своей душе и спасении - таков смысл притчи.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика