Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

2.2. Поэзия декабристов

К концу XIX в. относится формирование гражданского (или революционного) направления в русском романтизме, связанное с идеологией декабризма. К представителям гражданского направления относились не только непосредственные участники декабристского движения. Декабризм - это идеологическое движение, создавшее целое мировоззрение и свою литературу. Поэты гражданского романтизма - это не только К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.Н. Одоевский, это и далекие от непосредственной политической деятельности Н.И. Гнедич, П.А. Катенкин, А.Ф. Воейков. К традиции гражданского романтизма примыкает ряд романтических произведений Пушкина, с декабризмом связан и творческий путь Грибоедова.

Поэзия декабристов не сводится к политическим декламациям, излагающим доктрины «Союза Благоденствия» или более поздних декабристских организаций «Северного» и «Южного общества». Однако творчество поэтов гражданского романтизма носит подчеркнуто-политический характер, и в этом они выступают антагонистами Жуковского и Батюшкова. При этом гражданская романтическая поэзия опирается на поэтические завоевания школы Жуковского, открывшей психологический анализ внутреннего мира человека. Тема личности в поэзии декабристов звучит как тема гражданского самовыражения человека, его ненависти к деспотизму, готовности к борьбе с ним. Романтическая идея личности реализуется не в индивидуалистическом, а в гражданско-патриотическом аспекте, это протестующая, активная личность, меняющая ход истории. Такой личностью может быть историческое лицо, современный политический деятель (генерал А.П. Ермолов, например), поэт-гражданин (Державин; характерна также формула Рылеева: «Я не поэт, я гражданин»), революционный трибун. Героическая личность - это гражданин, готовый не только к борьбе «за угнетенную свободу человека», но и к преждевременной гибели в схватке с «самовластьем». Отсюда мотивы жертвенности в поэзии декабристов («Исповедь Наливайки» Рылеева).

Дидактичность поэзии гражданского романтизма обусловливает ее связь с эстетикой классицизма просветительского характера. Декабристы обращаются к ведущим жанрам классицизма: оде, лиро-эпическому гимну, стихотворной сатире, существенно обновляя и расширяя их жанровые границы. Ода в их понимании - лирический жанр высокого эмоционального настроя и гражданской направленности. Здесь они опираются на традиции Державина («Властителям и судиям») и особенно Радищева (ода «Вольность»). Декабристы обращаются и к жанру высокого послания, которое в их трактовке мало чем отличается от оды, но иногда стоит на грани сатиры («К временщику» Рылеева). Жанр дружеского послания, культивируемый поэтами элегической школы, наполняется не эпикурейскими, а гражданскими мотивами. Элегический жанр находит признание далеко не у всех поэтов-декабристов. Кюхельбекер и А. Бестужев (будущий Марлинский) в 1820-х гг. ведут ожесточенную полемику с элегическим направлением русского романтизма, противопоставляя «унылой меланхолии» гражданский одический пафос. Жанр элегии в декабристской поэзии получит большое распространение после 1825 г. - в творчестве Кюхельбекера и наиболее талантливого из всех декабристских поэтов А.И. Одоевского.

Лиро-эпические жанры (баллада, специфически рылеевская «душа», идущая от традиций украинского фольклора) давала возможность декабристам обратиться к русской истории, фольклорной тематике. Исторические и фольклорные мотивы использовались как средство прямой пропаганды национально-освободительных идей. Особое значение здесь приобрела тема новгородской или псковской вольницы, а также тема борьбы украинского народа против поработителей (поэмы Рылеева «Войнаровский», «Наливайко»). Обращение к исторической тематике было связано с постановкой проблемы народности, стоящей в центре литературно-общественной программы декабристов.

Если Жуковский и его школа решили в русской поэзии задачу воссоздания психологической индивидуальности личности, то поэты гражданского романтизма приступили к задаче воссоздания индивидуальности народа, индивидуальности национальной культуры. Проблема национального самоопределения русской культуры и литературы стояла в центре эстетики декабристов, но решена эта проблема будет впоследствии Пушкиным. Декабристам помешало отсутствие историзма в мировоззрении. Самобытная национальная культура мыслилась ими как раз и навсегда сформировавшаяся сущность, как неизменяемое явление, лишенное исторического развития. Герои произведений поэтов-романтиков гражданского направления легко становились рупорами, современных идей. Рылеев в «Думах» заставлял вещего Олега, Ермака говорить и мыслить по-декабристски. Отсюда критический отзыв Пушкина: «Думы» Рылеева целят, а все невпопад». В полемике с Рылеевым Пушкин написал свою «Песнь о вещем Олеге», воспроизводя в ней свойственное древнерусской летописи мироощущение.

Лучшие образцы декабристской лирики в начале XIX в. были созданы именно Пушкиным, поскольку он не отбрасывал завоевания психологического романтизма, а стремился соединить их с поэзией гражданского, политического содержания.

2.3. Романтическая повесть

1820-ые годы характеризуются преобладающим господством поэзии, что объяснялось не в последнюю очередь созданием нового стихотворного языка усилиями Жуковского и Батюшкова. Новый язык художественной прозы еще предстояло создать.

«Ученость, политика и философия еще по-русски не изъяснялись, - пишет Пушкин, - проза наша так еще мало обработана, что даже в простой переписке мы вынуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных».

В I пол. 1820-х гг. выходят в свет 9, 10 и 11 тома «Истории государства Российского» Карамзина, интенсивно работает прозаик В. Нарежной (предшественник Гоголя), выступает с путевыми очерками Жуковский - но романтическая проза делает еще свои самые первые шаги. Ее ведущим жанром становится повесть, позволяющая, не прибегая к развитому сюжету и сложной системе персонажей, наиболее ярко раскрыть то или иное переживание личности, дать статичный портрет человеческой души. К жанру романтической повести обращаются В. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, А. Перовский, братья Бестужевы (Александр и Николай). Особую популярность в читательских кругах приобретает повесть А.А. Бестужева-Марлинского. С 1822 по 1825 гг. он создает одну за другой ряд повестей, удивительно разнообразных по тематике и структуре. Среди них выделяются повести на историческую и современную тему.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика