Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

5. Литературные традиции XVIII в. в русской литературе начала XIX в.

Литература как вид искусства в любой точке своего существования, в любом своем временном срезе является сложным диалектическим единством старого и нового, традиционного и новаторского. Она сохраняет преемственность по отношению к предыдущим культурным традициям и, в то же время трансформируя их, является в новом качестве. Вот почему хронологические рамки того или иного периода в истории литературы бывают относительными.

Преемственность по отношению к литературе предыдущего времени можно понимать по-разному. Во-первых, это непосредственная связь направлений, стилей, жанров. В конце XVIII - начале XIX вв. мы наблюдаем распад классицизма - и в то же время некоторое обновление его традиций в творчестве поэтов декабристской ориентации. В I четверти XIX в. продолжает развиваться литературы сентиментализма, порождая вокруг Карамзина и его последователей массу поэтов-эпигонов. Сентиментализм готовит расцвет романтической литературы, и от поэзии Карамзина тянутся нити к поэзии В.А. Жуковского и его школы. Сентиментализм не исчерпает себя - в первой половине XIX в. - его поэтика окажет существенное влияние на творчество корифеев русской литературы 1850-1870 гг.: И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова. Правда, эта связь будет более сложной - тут скажется не столько непосредственная преемственность, сколько близость эстетических исканий писателей-реалистов Карамзину-художнику, какие-то точки соприкосновения с эстетикой сентиментализма. Наконец, мощный просветительский пафос XIX в. целиком уходит своими корнями в литературу «мудрого и безумного» столетия.

Связь же русской литературы XVIII - начала XIX вв. тем более тесная, что ведущие писатели предшествующего столетия являются непосредственными участниками литературного процесса 1800-1825 гг. Можно без преувеличения сказать, что русскую литературу XIX в. открывают имена Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова.

Державин входит в литературу XIX в. не как автор громкозвучных од, а как автор сборника «Анакреонтических песен» - любовных стихов в духе изящного и шутливого эпикуреизма, воспевающих радости частной жизни человека, принципиально избегавшего участия в политической и гражданской жизни общества. Он выступает как один из предшественников «легкой поэзии» 1815 -1820 гг., вводит в поэзию античные мотивы - т.е. открывает путь, по которому пойдут и Батюшков, и Пушкин. Не случайно, что последнее стихотворение Державина «Река времен» (1816 г.) образует удивительную перекличку с последним стихотворением Батюшкова о библейском патриархе Мехильседеке - тот же ужас перед временем, поглощающем всю человеческую жизнь без остатка, те же пессимистические мотивы.

Карамзин, как уже говорилось раньше, оказывается в центре всех литературных событий первого десятилетия - о реформе литературного языка и полемике вокруг нее поговорим позже. В начале XIX в. Карамзин-прозаик выступает в качестве первооткрывателя новых тем русской литературы. Повести «Чувствительный и холодный», «Рыцарь нашего времени» зарисовывают черты того типа молодого человека, который будет полностью представлен в романах Пушкина «Евгений Онегин» и Лермонтова «Герой нашего времени» (перекличка названий далеко не случайна). Другая повесть Карамзина, «Марфа Посадница» затрагивает героическую тему борьбы Новгородской республики с московским самодержавием - т.е. готовит почву для декабристов, создавших в своем творчестве настоящий культ Господина Великого Новгорода. Наконец, неотъемлемым фактором русской литературы XIX в. являлась «История государства Российского».

Историзм - одно из главенствующих открытий русской литературы начала XIX в., и без Карамзина подобное открытие не могло бы состояться. При этом своей общегосударственной идеей, своей мощной исторической объективностью Карамзин намного превосходит односторонний романтический историзм декабристов. Многие из них не только черпали сюжеты для своих поэм и повестей из «Истории» Карамзина, но и испытали колоссальное воздействие этого произведения на формирование своих политических взглядов. Недаром Карамзин был в душе республиканцем, хотя и полагал, что для России в качестве идеального государственного устройства больше всего подошла бы просвещенная монархия.

Работая над «Историей государства Российского», Карамзин обратился к богатейшей сокровищнице русских летописей. Он использовал их материал как художник, интерпретировал - как историк-мыслитель. Пушкин недаром назвал Карамзина «последним русским летописцем». Сам слог «Истории ...» - слог не научного, а художественного произведения.

Стиль Карамзина-историка открывал богатые возможности для будущей литературы русского реализма, а по-шекспирски полнокровно обрисованные образы Грозного и Годунова готовили зрелую драматургию Пушкина, открывали дорогу историческому роману.

Кардинальный путь русской литературы XIX в. пролегал от романтизма к реализму. Первым же русским реалистом был не кто иной, как И.А. Крылов. В XVIII в. Крылов - талантливый журналист и остроумный прозаик, в начале XIX - автор комических пьес «Урок дочкам» (русский вариант «Смешных жеманниц» Мольера), «Пирога», «Трумфа». Последний из них не зря восхищался Пушкин «Трумф» - явление крайне своеобразное и неповторимое в русской драматургии; Крылов создал в ней язвительный шарж на павловский режим с его муштрой и штагистикой - и все это в форме остроумной пародии, высмеивающей штампы и классицистской, и сентиментальной «слезной» драмы. Уже в 1806 г. Крылов пишет свои первые басни, а в 1809 г. выходит его первый басенный сборник. Успех его был ошеломляющий. Как сказал поэт И.И. Дмитриев, в этом жанре Белинский отмечал, что только узость самого жанра помешала Крылову сделать переворот во всей русской литературе. Но именно в этом жанре, упреждая весь ход отечественной литературы, Крылов и смог сложиться как реалист.

Басни Крылова - настоящие маленькие живописных подробностей. Басня в литературе классицизма (у француза Лафонтена, например) обычно рисует обобщенные характеры вне времени и пространства, они выступают как воплощение отвлеченной морали, как аллегории. У Крылова в основе басен лежит столкновение характеров, живопись повадок, уверток, хитрости, простодушия, лукавства. Мораль обычно занимается из народных пословиц и поговорок. Наконец, язык крыловских басен, замечательная стихотворная техника, основанная на непринужденном чередовании длинных и коротких ямбических строк, непосредственно готовила бессмертный стих Грибоедова.

Державин и Карамзин были современниками Батюшкова, Жуковского, Пушкина; Крылов успел застать Гоголя, Лермонтова. Все они были общими участниками единого литературного процесса XIX в., при этом поколение «старших» писателей предугадало многие черты новой литературы, которые в дальнейшем получили свое развитие в творчестве писателей «младшего» поколения.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика