Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

3.1. Литературно-журналистская деятельность Н.И. Новикова и И.А. Крылова

Инициатором развития русской журналистики 1770 гг. стала Екатерина II, проводившая во 2-ой пол. XVIII в. либерально-реформаторскую политику и активно участвовавшая в литературной жизни страны. Русской императрице принадлежали сатирические статьи, комедии, аллегорические сказки, водевили, либретто комических опер. Переписка с Вольтером, Д. Дидро, М. Грином поддерживала в глазах западноевропейского мира репутацию Екатерины II как идеального просвещенного монарха. В 1769 г. русская императрица учреждает еженедельный журнал «Всякая всячина» и в первом же его номере приглашает всех желающих создавать по ее примеру сатирические журналы. Выступая под именем издателя «Всякой всячины», Екатерина дала образчики «улыбчивой сатиры», высмеивающей общечеловеческие пороки типа глупости, хвастовства, жадности и т.д. На призыв Екатерины откликнулся ряд издателей и журналистов (разумеется они знали, кто скрывается под маской «Всякая всячина»). В 1770 г. появились журналы М. Чулкова «И то, и се», Ф. Эмина «Смесь» и «Адская почта», «Трутень» и «Живописец» издателем и главным автором которых был Н.И. Новиков (1744 -1818). В журнале «трутень» Новиков резко полемизировал с издателем «Всякой всячины», отстаивая идеалы социально-политической сатиры. В журнале «Живописец» он представил сами тексты подобных сатирических произведений. Из них особенно выделяются «Отрывок путешествия в **и**-**», содержащий яркую картину бесчеловечного обращения помещиков с крепостными крестьянами, и цикл «Писем к Фалалею» (письма дворян-помещиков к своим близким), в которых автор создал образы тупых, невежественных и жестоких крепостников, наглядно демонстрируя развращающее влияние рабства на представителей дворянства. Если «Отрывок» по своему пафосу предвещал радищевское «Путешествие», то «Письма к Фалалею» оказались близки по своему духу фонвизинской сатире. Поэтому проблема авторства этих двух произведений до сих пор не решена окончательно: ряд исследователей приписывают «Отрывок» А.Н. Радищеву, а «Письма» - Д.И. Фонвизину.

Традиции сатирической журналистики Н.И. Новикова в 1789 - 1790 гг. продолжали молодой И.А. Крылов (1769 - 1844), создавший журнал «Почта духов» (1789) и «Зритель» (1792). «Почта духов» представляла собой своеобразный сборник сатирических новелл и публицистических фрагментов, объединенных в одно целое общей композицией и постоянными корреспондентами. В качестве корреспондентов журнала Крылов вывел арабского философа Маликульмука, гномов, эльфов, подземных духов, водных и пр., занятых обсуждением насущных вопросов для русской жизни конца XVIII в. Духи смотрят на общественную жизнь Росси с позиции «естественного человека» - реальный мир кажется им абсурдным, нелепым, ненастоящим. Зато волшебный, выдуманный мир, где обитают Маликульмук и духи, выглядит как мир «истинный», так как все там разумно, все соответствует человеческой природе. В волшебном мире духов Крылов рисует своего рода утопию - просвещенное государство, где царят разум и справедливые законы.

В журнале «Зритель» Крылов публиковал небольшие прозаические произведения, в которых он развивал идеи и темы «Почты духов». Среди них особенное внимание привлекает восточная повесть «Каиб», где Крылов рисует самодержавного государя, развращенного властью и окружающим его лицемерием. Повесть откровенно пародирует жанры оды, «панегирик Каибу» и «восточной повести», распространившейся в России в конце XVIII в. не без влияния французской литературы. Пародийное начало ярко проявляется и в «похвальных речах», где Крылов применяет чисто фонвизинский прием комического саморазоблачения отрицательных персонажей. «Речь, говоренная повесой в собрании дураков» восхваляет невежество, а в «Похвальной речи в память моему дедушке» воздается хвала герою за то, что он привел крестьян в такое состояние, что им ничем стало засевать поля». Сатирическая публицистика Крылова, его пародийные повести и «речи» полны такой и язвительной иронией.

3.2. Драматургия Д.И. Фонвизина

В последней четверти XVIII в. в русской литературе формируется новое художественное направление - просветительский реализм. Элементы реализма давали о себе знать в творчестве Новикова, Крылова, отчасти Державина; наиболее же ярко это новое литературное течение воплотилось в драматургии Д.И.Фонвизина (1744-1792). Просветительский реализм-явление двойственное. Как реалист, писатель XVIII в. он стремился воссоздать жизнь в образах, соответствующих самой жизни, достичь синтеза индивидуальных черт с типическими и закономерными в обрисовке персонажей, проникнуть в сущность жизненных явлений. Как просветитель - оценить созданные им картины окружающей действительности с точки зрения некого абстрактного (просветительского) идеала. Главным критерием этого идеала является разум. Человеческий характер в произведениях просветителей строится либо как воплощение разумного, естественного начала, либо как носитель таких черт, которые свидетельствуют о его испорченности - т.е. об отсутствии естественной природы. Поступки героя объясняются не только социальными обстоятельствами, но и разумом. Вот почему в произведениях представителей просветительского реализма ярко обрисованные, «живые» сатирические типы соседствуют со схематическими образами «разумных» людей, которые чаще всего являются рупорами излюбленных идей писателя.

Однако ярчайший дар Фонвизина–сатирика–писателя острого, язвительного, с языком, режущим как бритва - словно затмевает, отодвигает в тень его же просветительские иллюзии и надежды, воплощенные в положительных образах комедий «Бригадир» и «Недоросль».

По справедливому замечанию современника, «Бригадир» (между 1766 и 1769 гг.) - «первая комедия о наших нравах», нравах целого сословия, русского дворянства. В «Бригадире» Фонвизин высмеял невежество, взяточничество, ханжество, слепую «галломанию» русского дворянства 2-ой пол. XVIII в. Процесс формирования своих «отрицательных» персонажей (Бригадир, Советник, Советница, Иванушка). Фонвизин не показывает, но объясняет различное поведение действующих лиц то биографическими обстоятельствами, то воспитанием. Тема воспитания звучит в комедии очень серьезно; не менее ярко заявлена в комедии тема «Глупости» - она объединяет героев в не меньшей степени, чем их сословная принадлежность к дворянству. В основе комедии - любовная интрига, но амурные похождения героев выглядят в изображении Фонвизина как пародия на настоящую любовь. Драматург часто ставит своих героев в смешное положение, которое особенно ярко демонстрирует полное несоответствие их поведения здравому смыслу и моральной норме. Фонвизин пользуется приемом комического саморазоблачения персонажей: то, что кажется им умом, выступает перед зрителями как грубое своекорыстное, невежество, элементарная безнравственность. Отрицательным героям пьесы противопоставлены «разумные» - Добролюбов и Софья, выступающие в качестве выразителей излюбленных мыслей автора. Фонвизин в соответствии с законами жанра дает пьесе счастливую развязку. Предоставив зрителю возможность вдоволь посмеяться над убожеством своих героев, драматург не оставляет надежды на исправление нравов дворянства в целом: «Правда и то, что всему причиной воспитание», - произносит в финале Добролюбов. Эта сентенция заключает в себе идейный смысл комедии, ее нравственный урок.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика