История русской литературы. Ч. 1
2.2. Поэзия Г.Р. Державина
Во второй половине XVIII в. русский классицизм достиг своего расцвета. Опираясь на национальную трагедию, учась у французских писателей, русские поэты и драматурги создали образцовые произведения в самых различных жанрах: трагедии и комедии, оды и любовной песни, поэмы, сатиры, басни. Была твердо установлена иерархия литературных жанров и стилей. Ода, предназначенная для прославления кого-либо, могла быть написана только возвышенным стилем; сатира должна была только обличать, пользуясь при этом просторечием.
Во 2-ой половине XVIII в. в литературе русского классицизма намечаются кризисные явления, а в 1780 - 1790 гг. классицизм вступает в полосу своего заката. Решающую роль в этом сыграло творчество выдающегося русского поэта Г.Р. Державина (1743 - 1876). По словам Белинского, поэзия Державина «была первым шагом перехода от риторики к жизни». Иначе говоря, в истории русской литературы XVIII в. Державин завершил классицистическую трагедию и в то же время вывел русскую поэзию на новую дорогу, завещая поэтическое наследие XVIII в. В.А. Жуковскому и А.С. Пушкину. Известность к Державину пришла в 1783 г., когда он создал оду «Фелица», воспевавшую Екатерину II.
Хотя «Фелица» была написана с установкой на торжественную оду, в ней уже явственно намечается разрушение этого жанра. Вместо образа «земной богини» Державин рисует Фелицу простыми словами, показывая ее в быту, в повседневных занятиях, без какой бы то ни было пышности. Державин противопоставляет «доброжелательной» Фелице «порочного» мурзу (т.е. вельможу) и тем самым вводит в высокую оду элементы сатиры, то есть смешивает два совершенно несоединимые с точки зрения классицизма жанры. Кроме того, рисуя в своей оде собирательный образ мурзы, Державин ведет рассказ от авторского «я», представляющего собой конкретную личность поэта во всем многообразии его чувств и переживаний. Этот образ, одновременно восхваляющий и порицающий, несет на себе черты подлинной народности, которая сказывается и в самом языке державинской оды. Это, по его собственному определению, «забавный русский слог», позволяющий ему с улыбкой «о доброжелателях Фелицы говорить».
Разрушая традиционные жанры классицизма, смешивая их границы, Державин разрушает и теорию «трех штилей», сталкивая высокое и низкое, трагическое и комическое в пределах одного произведения. Этим самым он разрушает рационалистический схематизм, абстрактность поэзии классицизма. Поэт-классицист не присутствует в своих произведениях как личность: ода требует от него «парить», сатира - обличать. Похвалы требует поэтика оды, ее жанровый канон. Похвала Державина - это похвала частного, конкретного человека. Стихи Державина автобиографичны, они знакомят читателя с образом поэта. В этом заключалось чрезвычайно важное открытие Державина, ибо литература классицизма такого образа не знала. Однако Державин, создавая единый образ автора-героя своих стихов, создает внешний образ - бытовой, наглядный, но не лирически углубленный. Раскрытие внутреннего мира лирического героя - это уже задача романтической поэзии. Поэзия же Державина - реальная, вещественная, она вбирает в себя весь этот окружающий ее мир - яркий, многоцветный, постоянно меняющийся и звучащий на разные голоса. Яркость и живописность красок державинской поэзии неистощимы - от описания обеденного стола - «Багряна ветчина, зелены щи с желтком» - до водопада: «Алмазна сыплется гора».
Его поэзия многогранна. «Вельможа» и «Властителям и судьям» принадлежат к сатирическим одам. С точки зрения классицизма такое обозначение жанра совершенно немыслимо, а у Державина сатирическое и одическое начало сливаются воедино. Строки из «Вельможи» обладают разящей силой афоризма: «Осел остается ослом. / Хотя осыпь его звездами; / Где должно действовать умом, / Он только хлопает ушами». А «Властителям и судьям» (переложение 81 псалма Псалтыри) проникнуты таким пламенным возмущением поэта против «неправдопободных и злых», что Екатерина II сочла эти стихи якобинскими и призвала Державина к ответу.
Большое место в поэзии Державина занимают философские оды. Эпикурейские мотивы заменяются мистическими раздумьями о неизбежности смерти: «Где стол был яств - там гроб стоит» (ода «На смерть князя Мещерского»). В оде «Бог» эти взлеты и падения обрели еще более чеканную формулу: «Я царь - я раб, я червь - я бог». Эта ода еще при жизни Державина была переведена на многие европейские и восточные языки.
«Державин - это полное выражение, живая летопись, торжественный гимн, пламенный дифирамб века Екатерины, с его лирическим одушевлением, с его гордостью настоящим и надеждами на будущее, его просвещением и невежеством, его эпикуреизмом и жаждою великих дел, его пиршественной праздностью и неистощимостью, практической деятельностью». (В.Г. Белинский).
Однако в поэзии Державина не все равновесно. Стремление к простоте и естественности, к живописи и непринужденности речи часто сочетается у него с чертами классицистской эстетики, с ее условностью и торжественностью. Чрезмерная гиперболичность, усложненная иносказательность, резкая разностильность языка Державина - все это казалось чуждым поэзии 1820-х гг., стремящейся к «гармонической точности» (выражение Пушкина). Вот почему у Пушкина так часто встречаются критические высказывания в адрес Державина.
Однако, архаический, казалось бы, стиль державинской поэзии найдет свое продолжение в творчестве крупнейших лириков XX в. - В. Хлебникова, М. Цветаевой, В.В. Маяковского. Так что прав был О. Мандельштам, обратившись к крупнейшему поэту XVIII в. со словами: «татарского кумыса твой напиток не прокис».
3. Литература Просвящения
Зарождение просветительских тенденций в русской литературе можно обнаружить уже в творчестве Симеона Полоцкого и его кружка в конце XVII в. (разумеется, с сильным оттенком религиозной схоластики). В XVIII в. классицизм и просветительство развиваются рука об руку, начиная с деятельности Феофана Прокоповича. Но как сложившееся идейное течение Просвещение оформляется во 2-ой половине XVIII в.
Просветительская идеология пришла в Россию из Франции - для русской культуры XVIII в. в целом характерна профранцузская ориентация. Французские просветители выдвинули программу преобразования общества на разумных началах, согласно естественным законам природы. Общественные преобразования, с точки зрения просветителей, могут быть достигнуты посредством убеждения и пропаганды, с помощью постепенного улучшения нравов. В философии, литературе и театральном искусстве просветители видели важнейшее средство воспитания человека. Русское Просвещение имело свои специфические черты, вызванные своеобразием исторического процесса в России. Западноевропейские просветители объявили войну всем порождениям феодального строя - как в социально-политической области, так и в области культуры и искусства. В русском просвещении особую остроту приобрел крепостной вопрос. Немалую роль в этом сыграло грандиозное пугачевское движение, потрясшее Российскую империю. Русские просветители были представителями дворянского класса, самого образованного сословия в России.
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |