История русской литературы. Ч. 1
Наиболее полно эстетическую доктрину классицизма разработал А.П. Сумароков в выпущенных им в 1748 г. «Двух Епистолах» - «Епистоле о русском языке» и «Епистоле о стихотворстве». Образцом для Сумарокова послужил трактат Н. Буало «Поэтическое искусство», однако, характеризуя ведущие жанры классицизма, наш автор старается учесть и национальную традицию, уделив особое внимание сатире, басне, посланию. Наибольшее значение теоретики классицизма придавали «высоким жанрам» - эпической поэме, трагедии и торжественной оде. Подлинным творцом русской торжественной оды стал М.В. Ломоносов, хотя в его творчестве богато представлены и другие жанры: эпиграммы, послания, переводы из Анакреона (древнегреческого поэта V в. до н.э., автора любовных песен). Очень интересны у Ломоносова произведения в жанре научно-философской лирики. В стихотворении «Вечернее размышление о божием величестве» дан удивительный по своей поэтичности новой пейзаж. Ломоносов чеканит строки четырехстопным ямбом, своим любимым размером: «Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездна дна». В этом стихотворении он выступает как прямой предшественник Ф.И. Тютчева.
Ода - любимый жанр Ломоносова. Ода строится как ораторское сочинение, исполненное искреннего гражданского и патриотического пафоса. Постоянная тема од Ломоносова - деятельность Петра I, которая по убеждению поэта должна служить примером для царствующих императриц - сначала Елизаветы Петровны, а затем Екатерины II. Метафорический, торжественно-возвышенный стиль ломоносовских од не всегда вызывал восхищение и одобрение современников. Ломоносовскую оду далеко не сразу оценил Сумароков, который в своем творчестве чуждался пышных метафор и гипербол, составляющих самую суть индивидуального стиля Ломоносова-поэта. Сумароков создал иную одическую традицию - более умеренную и рационалистическую, для Сумарокова оказался совсем другой жанр - любовная лирика. Его оды прошли незамеченными современниками, а любовные песни, эклоги, идиллии, элегии с удовольствием заучивались наизусть дворянской молодежью. Особая же заслуга Сумарокова состоит в том, что он создал первые национальные образцы классицистической драмы - комедии и трагедии. Сумароков был и первым директором основанного в 1756 г. публичного театра в Петербурге. Среди трагедий Сумарокова особую популярность снискала пьеса «Димитрий Самозванец», в которой драматург признал право за «просвещенным народом» свергнуть с престола царя-тирана, раз он «Москвы, России враг и подданных мучитель». Разумеется, речь шла не о свержении монархии, а о замене коронованного деспота «добродетельным монархом». Если «Дмитрий Самозванец» положил начало русской политической трагедии, то комедии Сумарокова открыли дорогу пьесам Д.И. Фонвизина.
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |