Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

5.2. Проблема барокко. Возникновение и развитие поэзии и драматургии

В последней трети XVII в. в России появилось первое в истории ее культуры общее стилевое направление - барокко. Его возникновение явилось естественным результатом возросших связей страны с Западной Европой. В древнерусскую литературу барокко проникло из Польши через украинское и белорусское посредство.

Европейское барокко появилось в XVI-XVII вв. как непосредственная реакция на крах гуманистических идей Ренессанса и Реформации. Произведения писателей барокко рисовали бесконечно сложные, противоречивые и вечно изменяющиеся картины мироздания, в которых человек чувствовал себя не мерой вещей, а всего лишь малой песчинкой в необъятном космосе. Отсюда трагический, смятенный характер европейского барокко, глубоко мистический колорит его произведений. Русское барокко возникло на совсем другой историко-литературной почве - на почве формирующейся эстетики придворного церемониала при дворе Алексея Михайловича. Оно было связано с относительно узким кругом московской придворной литературы, оно не было характерным явлением для всей русской культуры конца XVII в. От представителей русского барокко невозможно было ожидать тех трагических прозрений, которые принес с собой мир высокого барокко Запада - мир испанцев Кальдерона, Эль Греко, немца Гриммельсгаузена. Русское барокко позаимствовало у западноевропейского лишь некоторые его черты - преувеличенность пафоса, нарочито напыщенную парадность, внешнюю эмоциональность, аллегоричность, нагромождение в пределах одного произведения несовместимых стилевых элементов, смешение элементов языческой и христианской мифологии. Русское барокко было лишено мистико-пессимистических настроений, отличалось жизнерадостным пафосом и носило просветительский характер.

В силу просветительских тенденций литература русского барокко стремилась к освобождению от церковной идеологии. Замкнутое в узком кругу московской придворной культуры, это направление оказалось на магистральной дороге литературного процесса конца XVII в. Литература барокко принадлежала к литературе нового времени в гораздо большей степени, чем к литературе средневековья. И именно поэтому литература барокко в России XVII в. ощущалась за пределами царского двора как явление чужеродное. С барочным стилем в русской литературе связано появление сугубо новых и специфических светских жанров, выпадавших из традиционной системы средневековой словесности - силлабического стихотворства и драматургии.

Возникновение и развитие стихотворства - важное историко-культурное явление XVII в. Оно появилось не на пустом месте. В Древней Руси хорошо знали свободный стих церковных песнопений; песенный стих народной поэзии; говорной (скомороший), чисто тонический стих. Тяготение к стихотворной речи наблюдалось во многих текстах древнерусской литературы от «Слова о полку Игореве» до «Задонщины». В произведениях же древнерусской литературы первой половины XVII в. наблюдались целые блоки рифмованной организованной повествовательной речи. Это были так называемые досиллабические вирши - в них не было закономерности ни в количестве слогов, ни в чередовании ударений. Силлабический стих привил на Руси главным образом Симеон Полоцкий - ученый монах-просветитель, поэт и драматург, белорус по происхождению. Отличительными чертами силлабического стихосложения являются одинаковое количество слогов «в основном 13 или 11», цезура, «т.е. ритмическая пауза в середине стиха» и обязательная парная женская рифма, «т.е. с ударением на предпоследнем слоге». Все эти особенности силлабики выработались на польской почве - они были обусловлены самим характером ударения в польском языке, всегда падающим на предпоследний слог. Стихотворная деятельность Симеона Полоцкого была во многом вызвана его положением придворного поэта и наставника царских детей при Алексее Михайловиче. Поэтому основным жанром его поэзии стал хвалебный панегирик в честь царя и его приближенных, в какой-то степени явившийся прообразом классической оды. Стихотворения Полоцкого были украшены аллегориями, пышными метафорами, изысканными образами из античной и христианской мифологии; любил он сочинять и фигурные стихи - в виде сердца, звезды, лабиринта и т.д. Симеон Полоцкий первый профессиональный писатель на Руси. Он создал целую поэтическую школу; его учениками были Силвестор Медведев, Карион Истомин, Дмитрий Ростовский. Все они были представителями барочной поэзии; впоследствии направление барокко охватило и драматургию.

Для русской литературы средневековья драматургия была явлением совершенно неслыханным. Зачаточные формы драмы можно было обнаружить разве что в примитивных церковных действах, связанных с богослужением - Игрища скоморохов, которые водили медведей и устраивали кукольный театр, были и вовсе запрещены церковью как бесовские деяния.

Толчком к развитию драматургии в русской литературе конца XVII в. послужило создание при дворе Алексея Михайловича первого светского театра. Театральные зрелища были предназначены только для узкого круга придворной публики; в глазах же широкого зрителя театр царя воспринимался как «латинское» увлечение, совращающее православную душу. Первые постановки в театре осуществлял с 1672 г. по 1675 г. пастор и учитель немецкой слободы Иоганн Годфрид Грегори. Он же выступал и в качестве драматурга - сочиненные им пьесы тут же переводились нашими толмачами с немецкого на русский и показывались царю и его приближенным. Сюжеты брались из Библии («Артаксерово действо», «Иудифь»), из истории («Темир-Аксаково действо»), из мифологии («Комедия о Бахусе с Венусом»). Термин «комедия» обозначал любое произведение драматического жанра. По своей структуре пьесы больше тяготели к эпическим произведениям, чем к драматическим: действие разворачивалось медленно, персонажи обменивались длинными утомительными монологами.

В 1676 г., после смерти Алексея Михайловича, придворный театр прекратил свое существование. Однако вслед за придворным очень скоро возник школьный театр, основателем и драматургом которого стал Симеон Полоцкий. Здесь ставились школьные драмы. Этот жанр, при всей его архаичности имел большое значение для становления русской классицистской драматургии XVIII в.

В основе школьной драмы лежали назидательные сюжеты из Библии и мировой истории; в них нередко действовали аллегорические персонажи типа Фортуны, Милосердия и т.д. Откровенно дидактический, наставительный характер школьной драмы объяснялся ее происхождением - она возникла в средневековой Европе как средство воспитания студентов и школяров. В XVI-XVII вв. этот жанр был очень популярен в Польше, впоследствии через Украину он дошел до России. Типичным образцом русской школьной драмы является «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого. Она написана на известный евангельский сюжет, отличается логичностью композиции, четко обозначенным конфликтом старшего и младшего поколений. Аллегорические персонажи в ней отсутствуют, зато ей свойственны дидактизм и стремление к обобщенному изображению действительности. Все это делало школьную драму Симеона Полоцкого предшественницей классицистского театра.

На рубеже XVII-XVIII вв. к жанру школьной драмы обращались такие писатели, как Димитрий Ростовский и Феофан Пропокович. Литература конца XVII в. закладывала основы и готовила почву для эстетики русского классицизма XVIII в.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика