История русской литературы. Ч. 1
5.1. Светские тенденции и преобразования традиционной жанровой системы (бытовая повесть, демократическая сатира)
Авторское начало по-разному проявляет себя в произведениях разных жанров. В 1 пол. XVII в. оно заметнее всего сказывается в публицистике и историко-публицистических сочинениях, посвященных Смуте; во 2-ой - в драме и стихотворстве, их жесткие формы мало поддавались редакционному вмешательству. Агиографический жанр и повесть большей частью оставались анонимными, развиваясь по общим законам рукописной литературы почти до конца XVIII в., обрастая новыми редакциями. Однако именно в этих традиционных для Древней Руси жанрах в первую очередь сказывается принципиальное изменение содержания литературы.
Такой канонический жанр, как житие, постепенно сближается с повестью, сказанием, биографией. Не случайно, что «Житие Юлиании Лазаревской» известно нам в другой редакции под иным названием - «Повесть об Ульянии Осоргиной». Действительно, это произведение решительно расходится с каноническими требованиями агиографического жанра. По сути, перед нами - биография частного лица, своего рода семейная хроника. Автором этой повести (или жития) является сын героини, Дружина Осоргин. Его мать, Юлиания Лазаревская - тип идеальной русской женщины (повесть возникла на муромской почве), но она ведет свою благочестивую жизнь не в монастыре, а в обстановке бытовых забот и хлопот. Интерес к частной жизни рядового человека, к его поведению в быту, в семье свидетельствует о демократизации жанра, о его «обмирщении». «Житие Юлиании Лазаревской» - это первый шаг на пути к новому жанру - бытовой повести, с вымышленными героями. 2 пол. XVII в. демонстрирует нам удивительное богатство жанровых повествовательных форм, где не только автор, но и читатель чувствует роль художественного вымысла. Поэтичнейшая «Повесть об основании Тверского Отроча монастыря» содержит неслыханный для средневековой литературы мотив неразделенной любви. «Повесть о Савве Грудцыне» - уже настоящий роман, рассказывающий о судьбе молодого купца, совращенного с истинного пути бесом (повесть использует всемирно распространенную сюжетную схему договора человека с дьяволом). «Повесть о Карпе Сутулом» и «Повесть о Фроле Скобееве» - чисто развлекательные, авантюрные новеллы, возникшие на русской почве под влиянием переводной западной литературы (прежде всего пришедшей из Польши). Все они в целом развертывают сложную, пеструю картину, отражающую кризис средневекового мировоззрения. В этом отношении на двух разных полюсах находятся два настоящих шедевра древнерусской литературы - «Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Фроле Скобееве».
Первая из них овеяна поэзией русского фольклора. Народным стихом, близким к былинному, повесть рассказывает о судьбе Молодца, который захотел жить по-своему, не оглядываясь на домостроевские заветы, однако по собственной слабости не смог найти новую жизненную позицию. Образ главного героя - Молодца - первый в древнерусской литературе образ вымышленного героя. Он сошел в повесть словно из лирической народной песни. К фольклорным истокам восходит и преследующего главного героя. Горе-Злочастие символизирует как внешние, враждебные человеку силы, так и его внутреннее состояние, душевную опустошенность. От окончательной гибели Молодца избавляет лишь «спасенный путь» в монастырь, за воротами которого отстает от него преследующее его по пятам Горе-Злочастие. Однако если раньше монастырская жизнь трактовались как самая высшая цель в жизни, то в этой повести уход в монастырь - лишь вынужденное бегство, удел грешника, искупающего свои грехи. Очень интересна позиция автора по отношению к своему герою. Он несомненно, осуждает Молодца за то, что тот переступил через родительские заветы, захотел «жити, как ему любо» но он же и сочувствует ему, рисуя картины «наготы и босоты безмерной», а порой и любуется им:
«Безпечальна мати породила,
Гребешком кудерцы разчесывала,
Драгими порты меня одеяла
И отшед под ручку посмотрела,
хорошо ли мое чадо в драгих портах?
А в драгих портах чаду и цены нет!»
Не назидательной моралью, а щемящим лиризмом привлекает эта повесть современного читателя.
«Повесть о Фроле Скобееве» - настоящая новелла, древнерусский аналог плутовским западноевропейским жанрам. Герой ее, мошенник, пройдоха и ябеда (т.е. сутяжник, ходатай по чужим делам) устраивает свое материальное благополучение, обманом и уводом женившись на Аннушке, дочери богатого и сановного стольника Нардина-Нащокина. «Буду полковник или покойник!» - восклицает герой и добивается своего. При этом он не испытывает никакой душевной трагедии, никакого надлома, как это происходит с Молодцом из «Горя-Злочастия» или Саввой Грудцыном из одноименной повести. Если автор в «Горе-Злочастие» придерживается традиционной религиозной морали, в то же время сочуствуя и переживая за своего героя, то автор «Повести о Фроле Скобееве» как бы самоустраняется из произведения и не дает никакой нравственной оценки своим героям. В этом отношении «Повесть о Фроле Скобееве» - полная противоположность большинству произведений древнерусской литературы, где строго разграничивается добро и зло, грешное и святое, земное и небесное. Зато автор психологически точно объясняет поступки своих героев - они действуют не по наущению дьявола (как герои в «Повести о Савве Грудцыне»), а в соответствии со своими характерами, обрисованными далеко не однолинейно. Автор даже индивидуализирует речь своих героев. И язык «Повести» - живой, ясный, с легким налетом канцелярной лексики - перевода не требует. Словом, «Повесть о Фроле Скабееве» по своей поэтике скорее принадлежит литературе нового, а не средневекового времени. Не случайно, что некоторые исследователи относят ее не концу XVII, а к началу XVIII в. Однако надо отметить, что ни одна не обладает такой художественной цельностью, как «Повесть о Фроле Скабееве». «Это чрезвычайно замечательная вещь. Все лица превосходны, и наивность слога трогательна», - так оценил эту новеллу И.С. Тургенев.
Важным событием в русской литературе второй половины XVII в. стало появление демократической сатиры. Она возникла и распространилась в среде посадского люда, мелких торговцев, плебейской части духовенства. Она выработала свои устойчивые жанровые и стилевые формы, во многом противопоставив себя литературе официально признанной. В центре этих произведений стояли вопросы социальной справедливости. В большинстве своем они анонимны, тесно связаны с фольклорной поэтикой, наряду с прозой (обычно ритмизованной) часто используют раешный стих. Формы пародии, небылицы, каламбуры, сатирические пословицы и поговорки являются излюбленными художественными формами у автором низового происхождения.
Демократическая сатира в тематическом отношении очень многообразна. «Повесть о Ерше Ершовиче», «Шемякин суд», «Сказание о попе Савве», «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке» метко и хлестко высмеивали лихоимство воевод, продажность судейских, стяжательство власть имущих, распутство высшего духовенства.
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |