Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 1

5.1. Светские тенденции и преобразования традиционной жанровой системы (бытовая повесть, демократическая сатира)

Авторское начало по-разному проявляет себя в произведениях разных жанров. В 1 пол. XVII в. оно заметнее всего сказывается в публицистике и историко-публицистических сочинениях, посвященных Смуте; во 2-ой - в драме и стихотворстве, их жесткие формы мало поддавались редакционному вмешательству. Агиографический жанр и повесть большей частью оставались анонимными, развиваясь по общим законам рукописной литературы почти до конца XVIII в., обрастая новыми редакциями. Однако именно в этих традиционных для Древней Руси жанрах в первую очередь сказывается принципиальное изменение содержания литературы.

Такой канонический жанр, как житие, постепенно сближается с повестью, сказанием, биографией. Не случайно, что «Житие Юлиании Лазаревской» известно нам в другой редакции под иным названием - «Повесть об Ульянии Осоргиной». Действительно, это произведение решительно расходится с каноническими требованиями агиографического жанра. По сути, перед нами - биография частного лица, своего рода семейная хроника. Автором этой повести (или жития) является сын героини, Дружина Осоргин. Его мать, Юлиания Лазаревская - тип идеальной русской женщины (повесть возникла на муромской почве), но она ведет свою благочестивую жизнь не в монастыре, а в обстановке бытовых забот и хлопот. Интерес к частной жизни рядового человека, к его поведению в быту, в семье свидетельствует о демократизации жанра, о его «обмирщении». «Житие Юлиании Лазаревской» - это первый шаг на пути к новому жанру - бытовой повести, с вымышленными героями. 2 пол. XVII в. демонстрирует нам удивительное богатство жанровых повествовательных форм, где не только автор, но и читатель чувствует роль художественного вымысла. Поэтичнейшая «Повесть об основании Тверского Отроча монастыря» содержит неслыханный для средневековой литературы мотив неразделенной любви. «Повесть о Савве Грудцыне» - уже настоящий роман, рассказывающий о судьбе молодого купца, совращенного с истинного пути бесом (повесть использует всемирно распространенную сюжетную схему договора человека с дьяволом). «Повесть о Карпе Сутулом» и «Повесть о Фроле Скобееве» - чисто развлекательные, авантюрные новеллы, возникшие на русской почве под влиянием переводной западной литературы (прежде всего пришедшей из Польши). Все они в целом развертывают сложную, пеструю картину, отражающую кризис средневекового мировоззрения. В этом отношении на двух разных полюсах находятся два настоящих шедевра древнерусской литературы - «Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Фроле Скобееве».

Первая из них овеяна поэзией русского фольклора. Народным стихом, близким к былинному, повесть рассказывает о судьбе Молодца, который захотел жить по-своему, не оглядываясь на домостроевские заветы, однако по собственной слабости не смог найти новую жизненную позицию. Образ главного героя - Молодца - первый в древнерусской литературе образ вымышленного героя. Он сошел в повесть словно из лирической народной песни. К фольклорным истокам восходит и преследующего главного героя. Горе-Злочастие символизирует как внешние, враждебные человеку силы, так и его внутреннее состояние, душевную опустошенность. От окончательной гибели Молодца избавляет лишь «спасенный путь» в монастырь, за воротами которого отстает от него преследующее его по пятам Горе-Злочастие. Однако если раньше монастырская жизнь трактовались как самая высшая цель в жизни, то в этой повести уход в монастырь - лишь вынужденное бегство, удел грешника, искупающего свои грехи. Очень интересна позиция автора по отношению к своему герою. Он несомненно, осуждает Молодца за то, что тот переступил через родительские заветы, захотел «жити, как ему любо» но он же и сочувствует ему, рисуя картины «наготы и босоты безмерной», а порой и любуется им:

«Безпечальна мати породила,

Гребешком кудерцы разчесывала,

Драгими порты меня одеяла

И отшед под ручку посмотрела,

хорошо ли мое чадо в драгих портах?

А в драгих портах чаду и цены нет!»

Не назидательной моралью, а щемящим лиризмом привлекает эта повесть современного читателя.

«Повесть о Фроле Скобееве» - настоящая новелла, древнерусский аналог плутовским западноевропейским жанрам. Герой ее, мошенник, пройдоха и ябеда (т.е. сутяжник, ходатай по чужим делам) устраивает свое материальное благополучение, обманом и уводом женившись на Аннушке, дочери богатого и сановного стольника Нардина-Нащокина. «Буду полковник или покойник!» - восклицает герой и добивается своего. При этом он не испытывает никакой душевной трагедии, никакого надлома, как это происходит с Молодцом из «Горя-Злочастия» или Саввой Грудцыном из одноименной повести. Если автор в «Горе-Злочастие» придерживается традиционной религиозной морали, в то же время сочуствуя и переживая за своего героя, то автор «Повести о Фроле Скобееве» как бы самоустраняется из произведения и не дает никакой нравственной оценки своим героям. В этом отношении «Повесть о Фроле Скобееве» - полная противоположность большинству произведений древнерусской литературы, где строго разграничивается добро и зло, грешное и святое, земное и небесное. Зато автор психологически точно объясняет поступки своих героев - они действуют не по наущению дьявола (как герои в «Повести о Савве Грудцыне»), а в соответствии со своими характерами, обрисованными далеко не однолинейно. Автор даже индивидуализирует речь своих героев. И язык «Повести» - живой, ясный, с легким налетом канцелярной лексики - перевода не требует. Словом, «Повесть о Фроле Скабееве» по своей поэтике скорее принадлежит литературе нового, а не средневекового времени. Не случайно, что некоторые исследователи относят ее не концу XVII, а к началу XVIII в. Однако надо отметить, что ни одна не обладает такой художественной цельностью, как «Повесть о Фроле Скабееве». «Это чрезвычайно замечательная вещь. Все лица превосходны, и наивность слога трогательна», - так оценил эту новеллу И.С. Тургенев.

Важным событием в русской литературе второй половины XVII в. стало появление демократической сатиры. Она возникла и распространилась в среде посадского люда, мелких торговцев, плебейской части духовенства. Она выработала свои устойчивые жанровые и стилевые формы, во многом противопоставив себя литературе официально признанной. В центре этих произведений стояли вопросы социальной справедливости. В большинстве своем они анонимны, тесно связаны с фольклорной поэтикой, наряду с прозой (обычно ритмизованной) часто используют раешный стих. Формы пародии, небылицы, каламбуры, сатирические пословицы и поговорки являются излюбленными художественными формами у автором низового происхождения.

Демократическая сатира в тематическом отношении очень многообразна. «Повесть о Ерше Ершовиче», «Шемякин суд», «Сказание о попе Савве», «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке» метко и хлестко высмеивали лихоимство воевод, продажность судейских, стяжательство власть имущих, распутство высшего духовенства.

 

2008-09-20 15:29:18 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47      
Яндекс.Метрика