История русской литературы. Ч. 1
Пожалуй, самим замечательным памятником русской публицистики XVI в. является знаменитая переписка Ивана Грозного с «государевым изменником» князем A.M. Курбским, бежавшим от гонений Грозного в Польшу. Она представляла собой яркий образец столкновения двух враждебных идеологий: в лице Курбского - родовитого боярства, в лице Грозного - идеолога абсолютной самодержавной власти. Переписка относится к 1563-1564 и 1577-1579 гг. и состоит из трех посланий Курбского и двух посланий Грозного. Это не письма двух частных лиц друг к другу, а своего рода политическая агитация, стремление привлечь на свою сторону всех образованных читателей России.
Курбский пишет не только от своего имени, но и от имени «погибших, избиенных, невинно заточенных и прогнанных без правды» бояр, которые были, по его мнению, опорой государства. Он обвиняет царя в злоупотреблении своей властью, в том, что он отказался от помощи и совета боярства. Иван Грозный адресует свой ответ не только Курбскому, но и всем «крестопреступникам», (т.е. изменникам, нарушителям присяги) «во все его Российское государство». Преступность и изменничество бояр нужно было доказать читателям России. В споре с Курбским царь отстаивает идею ничем не ограниченной царской власти, доказывает, что вмешательство бояр и духовенства в управление губит государство. Стремясь доказать свою правоту, Грозный ссылается на свое происхождение от «Августа-кесаря», и на обширные цитаты из церковной литературы. Для вящей убедительности он рисует живые, выразительные картины понесенных им «обид» от бояр, вспоминая, как в его раннем детстве «князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, локтем опершись об отца нашего постелю, ногу положа на стул». Прибегая к язвительной насмешке, иронии, сарказму, Грозный стремится осмеять и уничтожить своего противника. Он не останавливается даже перед явным скоморошничеством: «Лицо же свое пишешь не явишь нам до дне страшного суда Божия. Кто же убо восхощет таковаго ефопского (эфиопского) лица ведети?» Грозный не стесняется в выражениях: слова «собака» и «собачий сын», обращенные к его родовитому противнику, не сходят с его языка. Курбский недаром назвал ответ своего оппонента «кусательным». В свою очередь он с язвительной издевкой пишет ответ царю:
«Широковещательное и многошумящее тове писание приях, и вразумех, и познах, иже он неукратимого гнева с ядовитыми словесы отрыгано, еже не токмо цареви, но и простому, убогому воину не было сие достойно». Предметом насмешек Курбского в первую очередь становится стиль Ивана Грозного. Его, наследника строгой книжной литературной традиции, ученика Максима Грека, возмущает неслыханная манера Грозного смешивать высокое и низкое («тут же о бабах и телегреях»), цитаты из Священного писания перебивать низменными бытовыми сценами, церковнославянизмы смешивать с просторечием, а то и просто с бранью. Сам Курбский пишет совсем не так - его послания отличаются стройностью, логикой, искусным построением фраз. С точки зрения Курбского, стиль Грозного - варварство, не достойное не только ученых и искусных мужей, но и простолюдинов и детей.
Переписка Ивана Грозного - это не только столкновение двух враждебных идеологий, это еще и столкновение двух стилистических традиций. Точнее - столкновение давней, достаточно безликой, но высокой книжной традиции - с резко индивидуальным стилем Ивана Грозного, который никакой традиции не признает, помимо своей собственной.
Для средневековой литературы индивидуальный стиль - явление исключительное, он начнет развиваться только во 2-ой пол. XVII в. И в этом отношении самодержавец всея Руси Иван Васильевич Грозный оказывается прямым предшественником огнеопального протопопа Аввакума.
5. Литература формирующейся русской нации (XVII в.)
XVII в. начинается событиями Смуты и народными волнениями, а заканчивается на пороге петровских реформ. В истории русской литературы он занимает особое место - в это время начинается переход от средневековой книжной традиции к литературной традиции новоевропейского типа. Этот переход происходит, разумеется, не безболезненно, а в результате общего кризиса средневекового мировоззрения - кризиса, который приводит к смене культур -от религиозной к внецерковной, светской. Не случайно, что в это время древнерусская литература меняет свою традиционную провизантийскую ориентацию на прозападную. В результате происходит чрезвычайное обогащение литературы новыми жанрами, сюжетами, героями. Разумеется традиционный средневековый синкретизм культуры - литература в XVII в. постепенно теряет свой прикладной характер, освобождается от связи с богослужением, делопроизводством, историографией. На первый план выдвигается чисто художественные, эстетические функции литературы.
Традиционный тип средневекового творчества постепенно уходит в прошлое - литература утрачивает свою анонимность, во 2-ой пол. XVII в. на Руси впервые появляется тип профессионального писателя. Художник начинает осознавать себя как индивидуальность, как творческую личность. Он осознает свое право на художественный вымысел, в русской литературе XVII в. впервые появляются вымышленные события и вымышленные герои. Меняется сам тип героя - его характер становится более сложным, поступки - психологически мотивированными. Разумеется, это происходит не сразу. В развитии русской литературы XVII в. обычно выделяют два периода: до середины 60-х гг. и с середины 60-х гг. до рубежа XVII-XVIII вв. Для первого периода характерно активное развитие исторических жанров, из них наиболее яркими являются «Сказания о смуте» Авраама Палицына и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». «Сказание» интересно не только широким изображением исторических событий, потрясших Русь в 1 пол. XVII в., но и тем, что в нем нашла свое отражение личная точка зрения мемуариста на происходящее. «Повесть об Азовском сидении» яркий пример взаимодействия жанра деловой письменности и казачьего фольклора, это одна из самых поэтичнейших исторических повестей в древнерусской литературе. На 1 пол. XVII в. приходится также начало трансформации традиционного для средневековой литературы жанра жития. Второй период (60 г. - рубеж XVII-XVIII вв.) является собственно переходным периодом от средневековья к культуре нового времени.
Общей доминантой литературного процесса XVII в. в целом является усиление авторского, личностного начала, которое совершается в самых различных областях литературного творчества.
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |