История русской литературы. Ч. 1
4. Литература русского централизованного государства (конец XV-XVI вв.)
4.1. Отражение самодержавной идеологии («Москва - третий Рим») в сказаниях XV-XVI вв.
На рубеже XV-XVI вв. в русской литературе наступает решительный перелом, положивший конец тенденциям лирического и психологического характера литературы предыдущего характера.
К концу XV в., ко времени княжения Ивана III относится образование русского централизованного государства, окончательно покорившего удельные княжества. В 1480 г. произошло окончательное освобождение Руси от татарской зависимости. В международной жизни Руси начинает играть очень важную роль, не в последнюю очередь вызванную так называемой Флорентийской унией и завоеванием Константинополя турками в 1453 г., Уния (т.е. союз), заключенная Византией с Римом, предполагала греко-православной церкви с латинской, католической - взамен ее Византия надеялась получить военную помощь от Запада. В России унию не признали, а завоевание Царьграда турками стали рассматривать как божью кару грекам за отказ от православия. Греческое православие в глазах представителей русского благочестия было дискредитировано, зато православие русское стало выглядеть как единственное «правильное» вероучение. Во второй половине XV в. зарождается теория «Москва - третий Рим», т.е. Москва была объявлена преемницей Византии. В начале XVI в. она будет окончательно оформлена в послании монаха старца Филофея к Василию III. Филофей высказал довольно распространенное в русской публицистике мнение о греховности всего латинского (католического) мира. И первый Рим, и второй (т.е. Константинополь) пали из-за своего «нечестия», третий же Рим (Москва) стоит непоколебимо, «а четвертому не быти».
Эта идея вызвала к жизни целый ряд памятников, культивирующий пышный, торжественный и монументальный стиль. Все они отражали новую официальную идеологию русского государства, оправдывающую притязания самодержавной Москвы на всемирно-историческую роль. К числу подобных памятников принадлежат «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году» (приписывается Нестору-Искандеру, датируется 2-ой пол. XV в.), цикл повестей о вавилонском царстве (сложилась в конце XV - начале XVI вв.), «Послание о Мономаховом венце» (начало XVI в.), «Сказание о князьях Владимирских» (1510-1520 гг.). В последних двух излагалась легенда о происхождении правящей на Руси династии Рюриковичей от полководца Пруса, брата римского императора («Августа-кесаря»), о подтверждении династических прав московских князей «Мономаховым венцом», якобы полученным Владимиром Мономахом от византийского императора.
4.2. Расцвет жанра публицистики (Максим Грек, Иван Пересветов; переписка Ивана Грозного с князем Курбским)
Формирование государственной идеологии, освященной авторитетом церкви, проходило в условиях обостренной общественно-политической борьбы, вызванной столкновением самых различных социальных слоев общества. Не говоря уже о классическом конфликте боярства и служивого дворянства, оно затронуло даже церковно-общественную среду. Отсюда небывалый расцвет жанра публицистики в литературе того времени. Публицистичность, откровенная политическая тенденция буквально пронизывала все книжные памятники русской словесности, от легендарных сказаний до религиозных проповедей. Публицистика была самым живым явлением в древнерусской литературе XVI в.
Самым выдающимся представителем религиозной публицистики в конце XV - сер. XVI вв. стал Максим Грек (1480-1556). Византийский книжник-энциклопедист, он прибыл в Россию по приглашению великого князя Василия III для перевода Толковой Псалтыри. К этому времени он успел уже соприкоснуться с гуманистическими веяниями Ренессанса (в 1490-1496 гг. он жил в Италии) и пережить настоящий духовный кризис под впечатлением проповедей Джироламо Савонаролы, гибель которого Максим описал, находясь уже в Московии. Приняв иноческий сан (в миру писатель звался Михаил Триволис), Максим Грек отрекся от прежних идей и предался на Афоне изучению богословия, но отзвуки культуры Ренессанса давали о себе знать во многих его поздних сочинениях русского периода. Литературное наследие Максима Грека довольно обширно - это многочисленные слова, поучения, беседы, полемические сочинения против еретиков. Его публицистика полна резких обличений церковных и общественных непорядков на Руси. В одном из своих сочинений Максим Грек аллегорически изобразил Россию в виде вдовицы, в черном платье сидящей в пустыне и окруженной дикими зверьми. Жена объясняет автору, что ее имя Василия (т.е. Царство), и она плачет, потому что ею правят властолюбцы и славолюбцы, не пекущиеся о благе государства. Максим Грек считал царскую власть священной, но царь, с точки зрения писателя, должен править на основе правды и справедливости, опираясь на боярство и воинство.
Язык сочинений Максима Грека книжный, не допускающий просторечий или разговорной лексики. Он писал в строгом соответствии с византийскими правилами риторики и грамматики, следя за четкостью, логической последовательностью и аргументированностью своих сочинений.
Особое место в истории русской публицистики XVI в. принадлежит Ивану Пересветову Равновесный идеолог служивого дворянства, Пересветов доказывал необходимость сильной самодержавной власти и устранения боярства. Жанры сочинений Пересветова - легендарно-публицистическая повесть и челобитная, перерастающая рамки документа и становящаяся художественным произведением.
Стиль сочинений Пересветова отличается ясностью и доходчивостью, он выражает свою мысль предельно выразительно, используя афоризмы и живую разговорную речь, восходящую порой к формам деловой письменности.
Свои сочинения Пересветов непосредственно подавал в виде челобитных Грозному, и царь вроде бы должен был благодарить за них публициста: ведь Пересветов в своих сочинениях во многом предвосхитил его политическую программу. Однако нам очень мало известно о второй половине жизни писателя. Некоторые исторические документы глухо свидетельствуют о том, что Пересветов погиб во времена опричнины в царских застенках.
Наиболее известные сочинения Пересветова - аллегорические повести «Сказание о царе Константине» и «Сказание о Магмете салтане». В первой повести Пересветов говорил о пагубном влиянии боярской власти на судьбу государства. Во второй излагал свою положительную программу. Да, Пересветов выступал за сильную самодержавную власть, но тут же добавлял, что основа державы -»правда» (справедливость), а «коли правды нет, то всего нет». И уж совсем еретическим считалось утверждение Пересветова, что «бог не веру любит, а правду». «Правды» в Московском государстве, по Пересветову, не было. Не менее еретически звучали мысли публициста, что все люди, независимо от происхождения, «дети Адамовы», что всякое закабаление происходит от «диавола». В качестве идеального самодержавного владыки в повести Пересветова выступал Магмет-салтан, покоритель христианского Константинополя. Пересветова ничуть не смущала принадлежность его идеального государя (которого он ставил в пример Грозному) к мусульманской религии. Все это не слишком соответствовало официальной идеологии самодержавия. В сочинениях публициста намечался идеал просвещенной монархии.
Публицистика Пересветова носит сугубо светский характер. Если Максим Грек до того, как попал в Россию, побывал в Италии и на Афоне, то Пересветов, выходец из литовской Руси, служил в Польше, в Венгрии, в Молдавии - и там успел соприкоснуться с идеями западных гуманистов. Максим Грек тоже в свое время подвергался гонениям - заточению в тюрьме, ссылке, но судьба Ивана Пересветова (можно сказать, первого русского «западника») была еще трагичней.
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |