История русской литературы. Ч. 1
3.2. Региональные литературы Новгорода, Пскова, Мурома
Местные, региональные традиции наиболее ярко отразились в памятниках, созданных в Новгороде, Пскове, Твери - в центрах русских княжеств, соперничавших с Москвой в XIV-XV вв. за политическое первенство.
Сепаратистские тенденции особенно ярко проявляются в летописании. Если летописи Новгорода и Пскова XIII в. внимательно следили за событиями во всех княжествах Руси, то с XIV в. характер летописания изменился, уже не Русская земля, а господин Великий Новгород или жизнь феодального города, руководимого псковскими боярством, оказываются в центре внимания летописца. Однако к концу XV - началу XVI вв. новгородские и псковские летописи постепенно выходят за пределы региональных интересов и приобретают общерусский характер. Тот же процесс в той или иной степени затрагивает летописные своды в разных областях России.
Новгородская литература более демократична и доступна, чем литература Киевской Руси и отчасти унаследовавшая ее традиции московская школа. Произведение новгородской школы отличают простота стиля, сюжетная занимательность и конкретность изображения. Очень часто в памятниках встречаются местные легендарные предания, которые придают новгородской литературе неповторимое своеобразие. Такова «Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим», соединяющая в себе черты житийной литературы и легендарно-исторического сказания. Красочно, не скупясь на бытовые подробности, повесть рассказывает, как бес искушал монаха Иоанна - забрался в рукомойник и стал там плескаться, отвлекая святого от молитв. Иоанн крестным знамением заключил беса в рукомойник, и за освобождение от заклятия бес в течение одной ночи переносит Иоанна в Иерусалим, где тот поклоняется гробу Господню, и возвращает в Новгород. За то, что Иоанн разгласил тайну путешествия, бес начинает ему мстить - он «мечтанием» заставляет новгородцев видеть в келье Иоанна женское платье, блудницу и т.п. Новгородцы обвиняют своего архиепископа в блуде и изгоняют из города: сажают Иоанна на плот посреди Волхова. Однако бес оказывается посрамлен: по божьему изъявлению плот плывет вверх по течению реки к новгородской святыне - Юрьеву монастырю. В основе этой повести лежит широко распространенный в мировой литературе мотив заклятия крестом беса, а также традиционная для житийного жанра тема борьбы святого с дьяволом. Динамичность и острота сюжета, достоверность в описании чудес, а также своеобразный лукавый юмор (в описании мести беса) сделали повесть очень популярной и в новое время. Ее сюжетные мотивы впоследствии были использованы А.С. Пушкиным (в лицейской поэме «Монах») и Н.В. Гоголем (в повести «Ночь перед Рождеством»).
Наиболее оригинальным произведением псковской литературы является «Повесть о псковском взятии», посвященная событиям 1510 г., когда в процессе централизации русских земель Псков потерял свою былую независимость и подчинился власти великого московского князя. Повесть вошла в состав псковской летописи XVI в., датируется 10-ми годами XVI в., т.е. была создана по следам горячих события. Рассказ неизвестного автора отличается обстоятельностью, простотой и искренностью тона. Повесть очень лирична, все события освещены сложными и противоречивыми авторскими эмоциями. Особенно выделяется в Повести плач Пскова о своей былой славе: «О славнейший в градах великий Пскове, почто бо сетуеши, почто бо плачеши? И отвеща град Псков: како ми не сетовати, како ми не плакати? Прилетел на мене многокрылый орел, исполне крыле нохтей и взя от мене кедра Ливанова, по пустившу богу за грехи наша, и землю нашуе пусту сотвориша, и град наш разориша, и люди наща плениша...». При этом автор понимает закономерность присоединения Пскова к Москве, хотя относится к новой власти весьма критически, обвиняя ее в лицемерии и своекорысти.
Тверь, соперничающая с Москвой за политическое первенство, создала в XIV-XV вв. ряд житийных произведений, в которых рассказывалось о борьбе московского и тверского князей за великокняжеский престол и давалась весьма нелестная оценка нравственному поведению Юрия Долгорукова («Житие Михаила Ярославича Тверского»).
Позднее же, в конце XV в. на Тверской земле возникло замечательное произведение общерусского характера - «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Традиционный для древнерусской литературы жанр хождения претерпел здесь значительное изменение. В XI-XIII вв. хождение - жанр паломнической литературы, описание путешествий по святым местам. Таков самый ранний памятник подобного типа - «Хождение» Игумена Даниила описавшего свое путешествие в Палестину. Афанасий Никитин - тверской купец, человек сугубо светский, создает новый жанр путевого дневника, путевых заметок, описывая свой торговый путь в Персию и Индию. Больше всего в своем сочинении Афанасий уделяет внимание Индии, быт и природу которой он рисует очень детально, иногда привнося в свое описание элементы фантастики.
Стиль «хождения» - это стиль дневниковых записей, сопровождаемых иногда лирическими отступлениями, в которых автор печалится по поводу своей оторванности от родины. Язык Афанасия почти свободен от церковнославянизмов, это живой разговорный древнерусский язык, но зато уснащенный словами персидского, арабского и тюркского происхождения. Новаторской чертой книги Никитина является, в первую очередь, обилие в ней автобиографических элементов, позволяющих на всем протяжении ощущать присутствие автора, его личную судьбу и переживания.
Замечательные страницы в историю древнерусской литературы вписала Муромо-Рязанская земля. Произведения, созданные в Муроме и Рязани, не имеют местных, политических тенденций - они носят общерусский характер. «На долю Мурома, - писал известный фольклорист и исследователь древнерусской книжности Ф.И. Буслаев, - «досталось литературное развитие идеального характера русской женщины» (Древнерусская литература в исследованиях. М., 1986. С. 259). Буслаев имел в виду прежде всего одно из самых поэтичных произведений древнерусской литературы - «Повесть о Петре и Феврании». Герои повести исторические лица, они княжили в Муроме в начале XIII в. Однако в повести историчны одни имена, в целом же в основе ее лежат устные муромские предания. В произведении своеобразно объединены два сюжета - об огненном змее и герое-змееборце и о мудрой деве. В повести нет темы романтической любви, как ее понимает современная литература. Феврония выходит замуж за князя Петра, как истая крестьянка - она устраивает свою судьбу. Древнерусская литература признает только супружескую любовь, которую она понимает как долг и служение; романтическая любовь за редчайшим исключением («Повесть об основании Тверского Отроча монастыря», XVII в.) воспринимается как наваждение дьявола.
Ряд исследователей относит литературную обработку устных муромских легенд о Петре и Февронии не к XV, а к XVI в., называют ее автора - Ермолая-Еразма, публициста времен Ивана Грозного. Вполне возможно, что эта версия справедлива. Но фольклорные мотивы, тонкий лиризм, сюжетная занимательность повести, отсутствие литературного этикета - все эти черты более свойственны древнерусской литературе XV, а не XVI века.
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |