Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (написан в 1959 г., опубликован в «Новом мире» в 1962 г.) составил эпоху в русской литературе 2-ой половины XX в. И дело было не только в смелости писателя, взявшегося за изображение запретной тогда лагерной темы, но еще и в художественном совершенстве рассказа, который заворожил читателей своей горькой правдивостью и сдержанной силой повествования. Солженицын показал полную бесчеловечность нового советского порядка, превратившего людей в зэков, которых различают по номерам и которых заставили заниматься тяжелым и бессмысленным трудом. Гуманизм писателя проявился в том, что он показал также, как в самых тяжелых условиях человек не превращается в бессловесный скот, а борется за свое человеческое достоинство.

В 1963-1966 гг. Солженицын публикует еще несколько рассказов - «Случай на станции Кречетовка», «Захар Калита», «Матренин двор». Последний рассказ в первоначальной редакции имел заглавие «Не стоит село без праведника». Оно очень точно передает смысл рассказа писателя, но автор его заменил более нейтральным. Ему, как художнику, было важно, чтобы читатель сам пришел к такому выводу. Образ колхозницы Матрены Васильевны Григорьевой - большое художественное открытие Солженицына. Деревня Тальново, где она живет, это, по выражению автора, - «нутряная Россия». Через тальновскую нищету, бесправие и беспросветность раскрывается вся русская жизнь. Солженицын показывает жестокое разорение русской деревни, среди которых устояла духом простая крестьянка. Матрена в рассказе Солженицына - носительница нравственности высокой пробы, уходящей своими корнями в многовековый уклад деревенской жизни. Солженицын в этом рассказе прокладывает дорогу целому направлению в русской прозе 60-х - середины 80-х годов: от его Матрены тянутся нити и к образу Ивана Африканыча из повести В. Белова «Привычное дело», и к распутинским старухам, и к женским образам Ф. Абрамова.

Эти два рассказа - лучшие художественные произведения А. Солженицына. Последовавшие за ними роман «В круге первом» и повесть «Раковой корпус» в «Новом мире» опубликовать не удалось несмотря на все усилия А.Т. Твардовского. Эти произведения (и вместе с ними «Архипелаг ГУЛАГ») вышли за рубежом в 1968-1969 гг. В России они широко разошлись в самиздате и были опубликованы только 1989-1991 гг. А в 1969 г. Солженицын был исключен из Союза писателей. В 1970 г. ему были присуждена Нобелевская премия. В 1974 г., после многолетней травли, Солженицына насильственно выдворяют из страны. В 1990 г. ему было возвращено гражданство и послано приглашение вернуться в СССР.

Солженицын был согласен вернуться в Россию только при условии, что на родине будет опубликован его трехтомный «Архипелаг ГУЛАГ» - документальное исследование кровавых преступлений советского режима, материалы для которого писатель тщательно собирал в течение многих лет жизни. Ведь и свое писательское предназначение, свою миссию, Солженицын видел прежде всего в том, чтобы раскрыть гражданам своей страны сущность коммунистической тоталитарной системы. В 1994 г. Солженицын вернулся в Россию.

В последние годы Солженицын закончил работу над эпопеей «Красное колесо», в художественно-документальном плане исследующей события первой мировой войны, судьбы русской революции.

В №9 журнала «Новый мир» (1998 г.) начала публиковаться новая мемуарная книга А. Солженицына «Угодило зернышко промежду двух жерновов», над которой писатель работал с 1978 г. Мемуары посвящены жизни писателя на Западе. Судя по высказываниям Н. Солженицыной (см. Лит. газ. от 9 сентября 1998 г.), они наряду с биографическим материалам содержат весьма нелицеприятную оценку западной культуры и демократии, а также размышления о свободе, о природе коммунизма, о путях развития России. Новая книга Солженицына состоит из 4 частей; ее публикация в «Новом мире» рассчитана на весь 1999 г.

5.7. Ю.О. Домбровский

«Мы уверены, что пройдет совсем немного времени, и этот многоплановый, глубокий, художественно совершенный роман будет признан одним из самых значительных произведений не только в современной советской, но и в мировой литературе». Так писали критики Г. Анисимов и М. Емцов в предисловии и «Факультету ненужных вещей» Ю. Домбровского (1909 - 1978) - роману, вышедшему в России в 1989 г. и опоздавшему с публикацией на 14 лет». «Факультет ненужных вещей» - непосредственное продолжение другого романа писателя - «Хранителя древности», каким-то чудом проскочившего в «Новом мире» А.Т. Твардовского в 1964 г. Рецензий на него уже не последовало - тема сталинизма была захлопнута надолго. И сам писатель, который, по его словам «в общей сложности на сталинских курортах... провел почти четверть века - в ссылках, тюрьмах, лагерях», - казался для официальной власти личностью, не внушающей доверия. Домбровский к этому времени был еще автором романов «Державин» (1939) и «Обезьяна приходит за своим черепом» (это антифашистский роман, роман-притча - 1943 г.; опубликован в 1959 г.), книги новелл о Шекспире «Смуглая леди» (1969) и рассказов.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика