История русской литературы. Ч. 2
Основой эпического мира «Кому на Руси жить хорошо» стало общенародное дело. Проблема человеческого счастья, взволновавшая семерых мужиков Подтянутой губернии, имела общенародное, национальное и вместе с тем общечеловеческое значение. В ходе эпического действия перед читателем пройдет вся народная Русь.
Некрасовские крестьяне - не традиционные странники-богомольцы. Они - символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. Начало поэмы - ее пролог - с говорящей птицей, чудесной скатертью-самобранкой сказочно. После пролога сказочность уходит, уступая место более живым и современным фольклорным формам. Было бы заблуждением считать, что Некрасов исходил только из противопоставления жизни «счастливых» верхов «несчастливыми низам». «Верхи» в поэме тоже по-своему несчастны, они находятся в состоянии кризиса, когда старое рушится, а новое еще не определилось / «Распалась цепь великая, / Одним концом по барину, / Другим - по мужику». Поэма Некрасова - о всеобщем кризисе, который всегда чреват громадными потрясениями. Это не значит, что симпатии и антипатии Некрасова распределены равномерно. Поэт беспощаден в сатирическом обличении верхов. О ком бы ни шел рассказ: о попе ли, помещике или чиновнике - это всегда рассказ человека, глядящего глазами народа, говорящего его словом. Этому служит и найденная Некрасовым точная манера полупесни, полурассказа, которая сообщила поэме единство при всем разнообразии ритмических вариаций. Повествователь иногда максимально, до полного слияния, приближен к своим героям, иногда отделяется от них, ибо его взгляд шире и глубже. Поэт не скрывает крестьянской ограниченности, он отчетливо видит низкий уровень самосознания крестьянства - наследие векового бесправия, темноты и зависимости. Но главные герои поэмы - семь странников, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна Корчагина, Савелий-богатырь свято русский - сосредотачивают в себе сущность народного характера: свободолюбие, творческий ум, богатство духовного мира. Последняя часть поэмы «Пир на весь мир» завершается главой «Доброе время - добрые песни». Эти песни образуют тот идейно-художественный сгусток, в котором и заключено решение поставленного вопроса - «кому на Руси жить хорошо?»: «Доля народа, / Счастье его, / Свет и свобода / Прежде всего!». Эти песни сочиняет и поет Гриша Добросклонов - образ одновременно и реальный, и обобщенный. С одной стороны, это типичный интеллигент-разночинец, желающий народу счастья и готовый бороться за него. С другой стороны, этот образ - воплощение самой молодости, устремленной в будущее и поэтому несколько неопределенный. Образ Гриши - не ответ на вопрос ни о счастье, ни о счастливце. Счастье одного человека (даже если под ним понимать борьбу за всеобщее счастье) - еще не разрешение вопроса, поэма выводит к думам о воплощении счастья народного, о счастье всех, о «пире на весь мир». Последние стихи «песни» поэмы - стихи лирические, но они могли возникнуть лишь с опорой на могучий народный поэтический эпос. Многое в этих стихах идет от надежды, от мечты, имеющих однако реальную опору в жизни, в народе, в России. В последней песне поэмы «Русь» дан ответ на вопрос, поставленный в заглавии: «Рать подымается - / Неисчислимая, / Сила в ней скажется / Несокрушимая!». Некрасов не выражает надежды на революционное преобразование России. Вопрос о счастье решается не на бытовом, не на социально-политическом, а на философско-обобщенном уровне. Образ Руси здесь так же символичен, как и образ Руси-тройки в поэме Гоголя «Мертвые души».
В некрасовской лирике 1870-х годов появляются иные тенденции, она вся проникнута настроениями тревоги, сомнений, подчас пессимистична. В ней возникает ощущение катастрофичности мира, «вселенского горя», она проникнута сознанием безысходности, рокового пути. И здесь Некрасов достигает громадной художественной силы, подготавливая литературу нового времени - прежде всего лирику А.А. Блока, особенно его цикл «Страшный мир». Однако в целом Некрасов остается верен идеалам гражданской поэзии 1860-х годов.
Одно из последних стихотворений Некрасова: «О муза! Я у двери гроба» перекликается со стихотворением, написанным в 1848 г. – «Вчерашний день, часу в шестом». Снова в сознании поэта возникает образ Музы, родственный образу страдающей молодой крестьянки: «Не русский взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную Музу».
Некрасов явился новатором в области поэтического содержания и формы. Он расширил границы поэзии, показав, что ее объектом может стать любой предмет, любое чувство или ощущение. И потому так огромно влияние Некрасова на русскую культуру XIX в. и особенно начала XX в. - его темы и образы нашли отзвук в творчестве многих наших поэтов.
Еще современники Некрасова заговорили об особом направлении в русской поэзии 1850-1870-х годов - «некрасовской школе». К ней принадлежали поэты гораздо более скромного дарования, но идеологически и художественно близкие ему, испытавшие на себе влияние великого поэта. Большинство из них группировались вокруг немногочисленных демократических изданий – «Современника», «Русского слова», «Искры». К таким поэтам принадлежали М.Л. Михайлов, находившийся также под воздействием романтической поэзии А.В. Кольцова; Л.Н. Трефолев, давший свои разработки некрасовских тем; наконец, И.С. Никитин - наиболее крупный и талантливый представитель некрасовской школы. С некрасовской школой связана и деятельность поэтов- "искровцев", Д. Минаева и В. Курочкина; они развивали сатирические и юмористические традиции поэзии Некрасова.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |