История русской литературы. Ч. 2
5.5. М.А. Булгаков
М.А. Булгаков (1891 - 1940), умерший полвека назад почти безвестным, ныне - неоспоримый классик русской литературы XX в., один из наиболее знаменитых и читаемых русских писателей. Его возрождение началось с середины 1960-х годов, когда был наконец-то опубликован роман «Мастер и Маргарита», и продолжается до наших дней.
В творческом пути Булгакова есть черты, которые заставляют вспомнить о А.П. Чехове. Как и Чехов, Булгаков (по профессии врач), не сразу осознал, что ему суждено быть писателем. Как и Чехов, он знал труд литературной поденщины, когда в Москве в 1920-1921 гг. сотрудничал во многих журналах и газетах, создавая очерки, фельетоны, рассказы. В столице он входит в литературную среду, знакомится с Маяковским, А. Толстым, Бабелем, Катаевым, Ильфом, Петровым, Олешей и др. Впоследствии Булгаков говорил, что творчество его «разделяется резко на две части: подлинное и вымученное».
В русскую литературу М. Булгаков входит в 1924 г. романом «Белая гвардия». М. Волошин, одним из первых разглядевший дар Булгакова, заметил, что его литературный дебют можно сравнить только с дебютами Толстого и Достоевского. Волошин дал «Белой гвардии» емкое определение, сказав, что ее автор воплотил в своем романе «душу русской усобицей». Позиция Булгакова в освещении событий гражданской войны - а точнее, одного из ее эпизодов (Киев 1918 г.) была близка волошинской. В книге нет прямого противостояния красных и белых, на ее страницах белые воюют с петлюровцами. Писателя занимает более широкая гуманистическая мысль - ужас братоубийственной войны. Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью и сохранял позицию «над схваткой». В стилистике романа, несмотря на некоторую связь с традициями символистской прозы А. Белого и А.М. Ремизова, отчетливо слышна неповторимая булгаковская интонация, сливающае в единое целое лиризм, сатиру и суровую библейскую патетику. «Велик был голод и страшен по рождеству Христовым 1918-й, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный дрожащий Марс». Позднее роман был переработан в пьесу «Дни Турбиных» (1926), в которой отчетливо прозвучала идея исторической обреченности дела Белой гвардии, тема трагической судьбы тех, кто искренне ее защищал. В пьесе «Бег» (1928) показан уже полный разгром Белой гвардии, духовный кризис представителей этой среды. В этой пьесе нет задушевной лирической атмосферы «Дней Турбиных», здесь господствует ирония и сатирический гротеск. По жанру «Бег» является трагикомедией; трагическое начало в ней связано с образом генерала Хлудова, испытывающего страшные муки совести, и с изображением судьбы бывших офицеров Белой гвардии в эмиграции.
В 20-е годы во всем блеске расцветает сатирический талант Булгакова, представленный в цикле фантастических рассказов «Дьяволиада», повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» (все -1925). В 1930 г. Булгаков заявил о себе: «Я - мистический писатель». Его мистицизм был связан не столько с интересом к нечистой силе, сколько к мистике социального бытия современности. Сатирическая фантастика Булгакова предупреждала об опасных последствиях научных и социальных экспериментов. Повесть «Собачье сердце» была конфискована «органами». Пьеса «Дни Турбиных» была разрешена только во МХАТе и выдержала там при жизни писателя почти тысячу представлений.
Остальные пьесы: блистательная сатирическая комедия «Зойкина квартира» (1926), остроумный памфлет-пародия «Багровый остров» (1926), «Бег», «Кабала святош» («Мольер») (1929), «Адам и Ева» (1931), «Блаженство» (1934), «Иван Васильевич» (1936) - были либо очень скоро сняты с репертуара, либо вообще не разрешены. При жизни писателя не увидели свет также его романы «Жизнь господина де Мольера» (1933), «Театральный роман» (1939), «Мастер и Маргарита»; над последним своим произведением Булгаков работал с 1929 г. до конца своей жизни.
«Театральный роман» имеет красноречивый подзаголовок: «записки покойника». По сути дела, в нем Булгаков пытался осмыслить трагический опыт своей собственной судьбы. В этом произведении неподражаемо сливается в одно целое глубокий лиризм и юмор, ирония, направленная как на автобиографического героя, драматурга Сергея Максудова, так и на театрально-писательскую среду 1920-х годов. Драматург Максудов проходит тернистым путем познания тайн Независимого театра, которым руководят два враждующих между собою корифея - Иван Васильевич и Аристарх Платонович, за образ которых отчетливо проглядывают черты режиссеров МХАТа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. «Театральный роман» имеет много общего с последующим романом М. Булгакова «Мастером и Маргаритой. Есть даже «гениальный кот-неврастеник», спасающийся от бездарной актрисы прыжком на занавеску окна. Но между двумя незавершенными романами Булгакова существует и более глубокая связь. В «Театральном романе» по мере развития сюжета возникает тема судьбы Мастера, определившего талантом свое время - новый вариант старой притчи о поэте-пророке, побиваемом камнями. Самая веселая книга Булгакова должна была кончиться самоубийством Маскудова, бросившегося в Днепр с Цепного моста.
Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя основные мотивы творчества Булгакова, звучавшие порознь в его разных сочинениях. В романе Булгакова на равных существуют и переплетаются между собой три пласта повествования: мир реальный, мир фантастический и мир библейской легенды. В сюжете романа нечистая сила (Воланд и его свита) помогают вскрыть сущность, высмеять и взорвать обывательский мир (но не уничтожить его). Главные герои - Мастер и Маргарита - свободно перемещаются «по ходу событий» из мира реального в мир фантастический и наоборот, в силу чего фантастическое воспринимается в тексте Булгакова как «обратная» (зеркальная) сторона действительности, а реальное - как стоящее на грани фантастики. Библейский «пласт» является связующим звеном между реальным и фантастическим миром.
Легенда о Понтии Пилате, осудившем на смерть Христа, интерпретируется Булгаковым и как содержание романа Мастера, и тоже как своего рода реальность, оживающая в памяти Воланда и завершающаяся при непосредственном участии главных героев произведения - в финале романа. Мастер разрешает Пилату уйти по лунной дороге к ожидающему его (и простившему его) Иешуа и тем самым как бы дописывает свой роман до конца.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |