Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

5.4. А.Н. Толстой

Художественное творчество А.Н. Толстого (1883 - 1945) удивляет своим разнообразием. В собрании его сочинений представлены романы и повести, рассказы и очерки, киносценарии и пьесы, лирические стихотворения и публицистические статьи. Не все в его литературном наследии равноценно. Конформистская позиция А.Н. Толстого по отношению к советскому режиму после возвращения художника из эмиграции не позволила ему полностью реализовать свой богатый и полнокровный талант. Как художник Толстой выступает последовательным продолжателем русской классики XIX в. «Золотая нить которую он тянул из прошлого, - писал о Толстом К. Федин, - нежнейшими волосками своими уводила к Тургеневу, Аксакову, Лермонтову, Пушкину».

Всероссийскую известность принесли писателю повести об угасающих дворянских гнездах («Чудаки», «Хромой барин» и др., 1911 -1912 гг.). Февральскую революцию Толстой приветствовал как «канун вселенского мира»; Октябрьскую не принял. С 1918 по 1923 гг. Толстой в эмиграции. Там он начал работать над первой частью будущей трилогии «Хождение по мукам». В эмиграции Толстой создал одно из своих лучших произведений «Повесть о многих превосходных вещах. Детство Никиты». Книга А. Толстого автобиографична; в отличие от многих первоклассных произведений автобиографического жанра, созданных в русской литературе XIX в., она насквозь лирична. В повести - два героя. Один - любознательный мальчик Никита, перед которым все шире раскрывается удивительная жизнь окружающего мира. Второй герой - Россия. Картина природы, времена года описаны с какой-то щемящей нежностью. «Вся книга зеленая и пахучая как после дождя луг», - писал о «Детстве Никиты» Н.С. Соколов-Микитов.

После возвращения Толстого на родину (август, 1923 г.) в художественном кредо писателя произошли значительные перемены. О них можно судить по творческой истории романа «Хождение по мукам, писавшегося в 1919 - 1921 гг. в антибольшевистском духе. Перерабатывая первую часть романа («Сестры») и работая над продолжением его («Восемнадцатый год», «Хмурое утро»), Толстой кардинально меняет его идейную направленность. Общей темой трилогии стал сложный и трудный путь интеллигенции к революции, к признании правоты большевиков. Нельзя сказать, что «Хождение по мукам» стала творческой неудачей Толстого. Со страниц его трилогии как живые встают обаятельные фигуры его героев. С неослабевающим интересом воспринимается развитие отношения Даши и Телегина, Кати и Рощина. Толстой - тонкий психолог, лирические сцены глубоко трогают читателя. Толстой правдиво передает и духовное смятение Рощина, и ясность и прямоту облика Телегина, убежденного, что даже и от уезда может вновь «пойти русская земля».

Но уже во второй книге трилогии «Восемнадцатый год» появляется декларативность, пафосная риторика идеологической направленности. «Хождение по мукам» представляет возможность проследить противостояние художественного таланта нормативной эстетике социалистического реализма, ограничивающего свободу художественного творчества писателя. «Хождение по мукам» еще способно увлечь читателя живыми, впечатляющими эпизодами из жизни любимых героев Толстого. Этого нельзя сказать ни о его повести «Хлеб», «Оборона Царицына» (1937), ни о пьесе «Путь к победе» (1939), в которых на первый план выступает фигура Сталина. Апология сталинизма очевидна также и в изображении опричнины в драматической дилогии «Иван Грозный» (1942). Есть огромная разница между подобными произведениями Толстого и революционными поэмами В.В. Маяковского. Маяковский заражает своей искренностью, он верит в то, о чем он пишет; Толстой же сочинял подобные произведения, откровенно угождая власти - и тем самым губил свой собственный талант.

Зато исторический роман «ПетрI» стал настоящей творческой удачей писателя. В изображении Петра и петровской эпохи Толстой следовал пушкинской традиции. Отдавая должное государственной мудрости и энергии Петра, он в то же время показывал и вынужденную жестокость его преобразований. Русская история в книге Толстого предстала вереницей живых, осязаемых, видимых, чувствуемых картин, глубоко задевающих ум и сердце читателя. Роман Толстого в высокой степени достоверен, он - о времени, о народе. Петр предстает как одно их проявлений творческого гения народа, его личность изображена на широком историческом фоне.

Роман «Петр I», над которым писатель работал с 1929 г. до конца своей жизни, остался незавершенным. Наряду с этим романом творческий дар Толстого мощно проявился в военной публицистике 1941-1945 гг. - публицистике гневной и проникнутой глубокой любовью к родине. Публицистика военных лет - Толстым было написано более шестидесяти статей - стала последним творческим достижением писателя.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика