Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

5.3. М.А. Шолохов

Долгое время в советском литературоведении произведения М.А. Шолохова (1905 - 1984) оценивались как образцы литературы соцреализма. В соответствии с этим он воспринимался как художник, утверждавший жизнь в революционном обновлении, безоговорочный оптимист и пропагандист социалистического общественного порядка. В настоящее время по-новому прочитываются произведения Шолохова, по-новому видится и сама его творческая судьба. Облик писателя явно двоится: то он великий художник, то пристрастный, нередко односторонний политический публицист. Шолохов-художник - автор одной из величайших книг XX в. - романа-эпопеи «Тихий Дон».

Если не считать немногих неудавшихся страниц незаконченного романа «Они сражались за Родину» и второй книги «Поднятой целины», тексты и образы Шолохова-художника вошли в сокровищницу русской литературы. Как художник он и в своем литературном поведении старался изолировать себя от бюрократического режима. Но как партийный публицист Шолохов нередко оказывался в зависимости от идеологических догм, которые определили его общественное поведение и в 30-е годы, когда он подержал кампанию унификации языка литературы, и в 60-е и 70-е, когда он участвовал в кампаниях против Солженицына и других инакомыслящих. Сама судьба Шолохова стала драмой несовместимости большого художника с тоталитарным строем, горьким доказательством уязвимости художника, бессильного противостоять политической лжи.

М. Шолохов дебютировал сборниками рассказов «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926 г.). По своему содержанию эти рассказы предшествовали эпопее «Тихий Дон», над которой Шолохов работал в течение пятнадцати лет (1928 - 1940). Эта общность обнаруживается в том, что события революции и гражданской войны осмысляются как страшная народная трагедия, в которой трудно назвать победителей и побежденных. Шел процесс попрания нравственных устоев, разобщения людей, когда брат убивал брата (рассказ «Коловерть»), отец - сына («Червоточица»). Но Шолохов сумел показать, что и в этих междоусобных схватках иногда брала верх не классовая ожесточенность, а христианский гуманизм, воспитывавшийся во многих поколениях (рассказ «Чужая кровь»). Уже в этих сборниках вполне определялось своеобразие шолоховской творческой манеры - особый язык - «тот цветной язык, которым говорит казачество» (А. Серафимович).

«Тихий Дон» - это огромное эпическое полотно, воссоздающее исторические события 1912 - 1922 гг. Через изображение жизни казачества - историю семей Мелеховых, Астаховых, Кошевых - Шолохов идет к обобщению социально-философского характера. Он создает потрясающие правдой картины величайшей национальной трагедии, разрушившей вековой уклад и вековые гуманистические нормы человеческого общежития. Ключом к изображению исторических событий, к постижению судьбы Григория Мелехова могла бы послужить строка из стихотворения Н. Некрасова - «Внимая ужасам войны». Критика в спорах о герое Шолохова давно пришла к выводу, что его трагическая вина в том, что он не принял народной правды. В исследованиях последних лет заметна иная тенденция - Григория Мелехова стремятся изобразить едва ли не как сознательного противника большевистского режима. Гражданскую войну в прозе 1920-1930 годов часто изображали с двух противоположных точек зрения: в эмиграции - защищая белых; в России - прославляя подвиги красных комиссаров.

В романе Шолохова нет партийной точки зрения на исторические события, есть точка зрения гуманистическая. Война изображается как самое бесчеловечное явление на земле - это касается и событий первой мировой войны, и гражданской, в которых нет ни правых, ни виноватых, а есть одна общая беда на всех. Шолохов изображает страшные сцены жестокости и насилия как со стороны красных, так и со стороны белых. И его Гришка Мелехов не может окончательно примкнуть ни к той, ни к другой стороне, потому что ищет не частичной, а полной правды. Шолохов создает полнокровный, сложный и бесконечно привлекательный образ, который сразу завоевывает симпатии читателя - может быть, потому, что историю Гришкиных метаний освещает большая, всепоглощающая любовь. Сцена смерти Аксиньи, когда Гришка Мелехов видит над собой черное солнце - одна из самых трагических сцен в романе. И Григорий Мелехов предстает трагическим героем - не героем с раздвоенным сознанием, а героем с цельным характером, но в трагически разорванном времени. «Неправильный у жизни ход и, может, и я в этом виноват», - думает главный герой романа - «Мне, если направдок гуторить, ни те, ни эти не по совести».

Шолохов создает картины бессмысленного и греховного братоубийства; он приходит к мысли, что неправы обе стороны - за что и получает в свое время ярлык сомнительного попутчика. Второй роман Шолохова «Поднятая целина» создавался в течение тридцати лет (первая книга - 1932, вторая -1960). Роман посвящен событиям коллективизации. В первой книге процесс ломки крестьянской жизни, создание колхозов показан как болезненный процесс, хотя автор и не скрывает своей симпатии к коммунистам Семену Давыдову, Макару Нагульнову, Андрею Разметнову. Вторая часть «Поднятой целины», написанная почти 30 лет спустя, значительно уступает по силе художественного обобщения, дает более упрощенные картины сельской жизни Гремячего Лога.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов был корреспондентом «Правды», написал публицистический рассказ «Наука ненависти» и начал роман «Они сражались за Родину», который не стал творческой удачей писателя. Зато к настоящим художественным открытиям Шолохова принадлежит рассказ «Судьба человека», созданный во время «оттепели». В 1965 г. Шолохов становится лауреатом Нобелевской премии.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика