История русской литературы. Ч. 2
5. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
5.1. М. Горький
Сложная и противоречивая фигура М. Горького (1868-1936)стала в нашем литературоведении жертвой идеологических концепций. До недавнего времени о Горьком писали как о «буревестнике революции» и «основоположнике социалистического реализма»; с конца 1980-х годов в Горьком видели чуть ли не соучастника сталинских преступлений, сознательно насаждавшего в литературе партийную идеологию. Репутация Горького как классика советской литературы, безупречного и непогрешимого, сослужила ему плохую службу.
Горький был одним из наиболее дисгармоничных художников в культуре XX в. При этом он был не только художником, но и общественным деятелем, и случалось не раз, что деятель перевешивал в нем художника. Ему было важно не только высказаться, но и быть услышанным. Это приводило его к поразительным противоречиям. Он был способен и на самые оппозиционные («Несвоевременные мысли») и на самые конформистские лозунги, среди которых печальную известность приобрел его афоризм «Если враг не сдается - его уничтожают», использованный впоследствии сталинизмом.
В литературе Горький дебютировал в 1892 г. рассказом «Макар Чудра», в большую литературу он вошел рассказом «Челкаш» (1895). Повести и рассказы М. Горького 1890-х годов принесли ему исключительный успех; талантливого писателя-самородка видели в нем В.Г. Короленко, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Стиль новеллистики раннего Горького, даже когда он рисует контрасты и социальные противоречия «свинцовой мерзости» жизни, отличается романтической патетикой. Она связана с горьковской концепцией человека-борца, активно противостоящего среде. Ярче всего эта концепция выразилась в изображении характеров босяков, которые, по словам критика Н. Михайловского, не столько вышвырнуты из общего строя жизни «какими-то внешними, объективными усилиями, сколько сами ушли от него добровольно, побуждаемые жаждою свободы: «Они даже не столько отверженные, сколько отвергшие».
Конец 1890 - начало 1900-х годов - время большой активности Горького, характеризуемое новым творческим взлетом (рассказ «Двадцать шесть и одна», романы «Фома Гордеев» и «Трое»). В «Фоме Гордееве» Горький впервые создает трагический образ человека, выламывающегося из своей среды: стихийный бунт Фомы против купеческо-буржуазного мира, сыном которого он является, заканчивается духовной гибелью героя. Драма человека из народа раскрывается в романе «Трое»: обуреваемый жаждой материального благополучия, герой гибнет от осознания бесчеловечности мещанского мира. Ему противопоставлен в романе человек, ищущий правду и обретающий ее у товарищей по социалистическому кружку. 1902 г. знаменателен в творческой биографии Горького его дебютом в качестве драматурга: в издательстве «Знание» выходит его пьеса «Мещане», за нею следуют «На дне», «Дачники», «Варвары». Особое место в драматургии Горького занимает «На дне» - многогранное социально-философское произведение, вызвавшее у современников противоречивые оценки, в особенности по поводу образа Луки. Идейный замысел пьесы поясняют слова самого драматурга: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание?» В 1906-1908 гг. Горький создает пьесу «Враги» и роман «Мать», впоследствии объявленные советской критикой первыми произведениями социалистического реализма. В 30-е годы эти произведения Горького были канонизированы, особенно роман «Мать», в момент своего появления книга пользовалась исключительной популярностью, несмотря на то, что многие критики отмечали слабость романа как художественного произведения. Действительно, неровность горьковского письма бросается в глаза. Самыми сильными страницами романа являются страницы с описанием жизни старшего Власова, детства и юности Павла, выдержанные в традициях русского обличительного реализма. Самые слабые - образы персонажей-революционеров, почти лишенные индивидуальной характеристики. Меняется тон повествования: он становится порой чрезмерно декларативно-риторическим, наполняется экзальтированной романтикой. «Мать» явно тяготеет к социальной утопии, впервые в русской литературе представленной в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Роднит со знаменитым романом Чернышевского и откровенная публицистичность горьковского романа.
Увлечение богостроительскими идеями нашло отражение в «Исповеди» Горького (1908). В 1910 г. он создает цикл «окуровских повестей» - «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», в которой с огромной силой изображен косный мещанский мир провинциальной России. Мрачному колориту этих книг противостоит цикл «Сказки об Италии» (1910-1912), в которых снова о себе заявляет Горький-романтик. В 1912-1977 гг. Горький выступает с циклом рассказов «По Руси», в котором раскрыл свое понимание русского национального характера. Писатель, с одной стороны, рисует ужасающие картины жизни обездоленных, а с другой - показывает неистребимость человеческого начала среди них.
Славу Горького-реалиста упрочили автобиографические повести «Детство» (1914) и «В людях» (1916). Критиков особенно привлекал образ Бабушки, в котором видели воплощение образа России (отзывы А.А. Блока, М.М. Пришвина и др.). Ценностные начала для Горького в канун Октября ориентированы на идеи социал-демократии, единства прогрессивных сил, но не на революционные преобразования. Это обусловило неприятие им Октябрьской революции 1917 г. Горький-социалист выступает в 1917-18 гг. страстным оппонентом большевизма с его опорой на революционное насилие и террор, призывает «взяться за работу всестороннего развития культуры». В это время возникает цикл горьковской публицистики «Несвоевременные мысли». В 1918-1921 гг., расходясь с большевиками в оценке роли интеллигенции в революции, Горький активно сотрудничал с советской властью в привлечении старой интеллигенции на ее сторону. В это время развернулась огромная просветительская работа М. Горького, сделавшего все, чтобы спасти от репрессий и голода многих представителей русской культуры. Расправа Кремля над Всероссийским комитетом голодающих, созданного в первую очередь благодаря усилиям Горького, побудила писателя уехать из России.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |