Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

5. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ

5.1. М. Горький

Сложная и противоречивая фигура М. Горького (1868-1936)стала в нашем литературоведении жертвой идеологических концепций. До недавнего времени о Горьком писали как о «буревестнике революции» и «основоположнике социалистического реализма»; с конца 1980-х годов в Горьком видели чуть ли не соучастника сталинских преступлений, сознательно насаждавшего в литературе партийную идеологию. Репутация Горького как классика советской литературы, безупречного и непогрешимого, сослужила ему плохую службу.

Горький был одним из наиболее дисгармоничных художников в культуре XX в. При этом он был не только художником, но и общественным деятелем, и случалось не раз, что деятель перевешивал в нем художника. Ему было важно не только высказаться, но и быть услышанным. Это приводило его к поразительным противоречиям. Он был способен и на самые оппозиционные («Несвоевременные мысли») и на самые конформистские лозунги, среди которых печальную известность приобрел его афоризм «Если враг не сдается - его уничтожают», использованный впоследствии сталинизмом.

В литературе Горький дебютировал в 1892 г. рассказом «Макар Чудра», в большую литературу он вошел рассказом «Челкаш» (1895). Повести и рассказы М. Горького 1890-х годов принесли ему исключительный успех; талантливого писателя-самородка видели в нем В.Г. Короленко, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Стиль новеллистики раннего Горького, даже когда он рисует контрасты и социальные противоречия «свинцовой мерзости» жизни, отличается романтической патетикой. Она связана с горьковской концепцией человека-борца, активно противостоящего среде. Ярче всего эта концепция выразилась в изображении характеров босяков, которые, по словам критика Н. Михайловского, не столько вышвырнуты из общего строя жизни «какими-то внешними, объективными усилиями, сколько сами ушли от него добровольно, побуждаемые жаждою свободы: «Они даже не столько отверженные, сколько отвергшие».

Конец 1890 - начало 1900-х годов - время большой активности Горького, характеризуемое новым творческим взлетом (рассказ «Двадцать шесть и одна», романы «Фома Гордеев» и «Трое»). В «Фоме Гордееве» Горький впервые создает трагический образ человека, выламывающегося из своей среды: стихийный бунт Фомы против купеческо-буржуазного мира, сыном которого он является, заканчивается духовной гибелью героя. Драма человека из народа раскрывается в романе «Трое»: обуреваемый жаждой материального благополучия, герой гибнет от осознания бесчеловечности мещанского мира. Ему противопоставлен в романе человек, ищущий правду и обретающий ее у товарищей по социалистическому кружку. 1902 г. знаменателен в творческой биографии Горького его дебютом в качестве драматурга: в издательстве «Знание» выходит его пьеса «Мещане», за нею следуют «На дне», «Дачники», «Варвары». Особое место в драматургии Горького занимает «На дне» - многогранное социально-философское произведение, вызвавшее у современников противоречивые оценки, в особенности по поводу образа Луки. Идейный замысел пьесы поясняют слова самого драматурга: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание?» В 1906-1908 гг. Горький создает пьесу «Враги» и роман «Мать», впоследствии объявленные советской критикой первыми произведениями социалистического реализма. В 30-е годы эти произведения Горького были канонизированы, особенно роман «Мать», в момент своего появления книга пользовалась исключительной популярностью, несмотря на то, что многие критики отмечали слабость романа как художественного произведения. Действительно, неровность горьковского письма бросается в глаза. Самыми сильными страницами романа являются страницы с описанием жизни старшего Власова, детства и юности Павла, выдержанные в традициях русского обличительного реализма. Самые слабые - образы персонажей-революционеров, почти лишенные индивидуальной характеристики. Меняется тон повествования: он становится порой чрезмерно декларативно-риторическим, наполняется экзальтированной романтикой. «Мать» явно тяготеет к социальной утопии, впервые в русской литературе представленной в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Роднит со знаменитым романом Чернышевского и откровенная публицистичность горьковского романа.

Увлечение богостроительскими идеями нашло отражение в «Исповеди» Горького (1908). В 1910 г. он создает цикл «окуровских повестей» - «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», в которой с огромной силой изображен косный мещанский мир провинциальной России. Мрачному колориту этих книг противостоит цикл «Сказки об Италии» (1910-1912), в которых снова о себе заявляет Горький-романтик. В 1912-1977 гг. Горький выступает с циклом рассказов «По Руси», в котором раскрыл свое понимание русского национального характера. Писатель, с одной стороны, рисует ужасающие картины жизни обездоленных, а с другой - показывает неистребимость человеческого начала среди них.

Славу Горького-реалиста упрочили автобиографические повести «Детство» (1914) и «В людях» (1916). Критиков особенно привлекал образ Бабушки, в котором видели воплощение образа России (отзывы А.А. Блока, М.М. Пришвина и др.). Ценностные начала для Горького в канун Октября ориентированы на идеи социал-демократии, единства прогрессивных сил, но не на революционные преобразования. Это обусловило неприятие им Октябрьской революции 1917 г. Горький-социалист выступает в 1917-18 гг. страстным оппонентом большевизма с его опорой на революционное насилие и террор, призывает «взяться за работу всестороннего развития культуры». В это время возникает цикл горьковской публицистики «Несвоевременные мысли». В 1918-1921 гг., расходясь с большевиками в оценке роли интеллигенции в революции, Горький активно сотрудничал с советской властью в привлечении старой интеллигенции на ее сторону. В это время развернулась огромная просветительская работа М. Горького, сделавшего все, чтобы спасти от репрессий и голода многих представителей русской культуры. Расправа Кремля над Всероссийским комитетом голодающих, созданного в первую очередь благодаря усилиям Горького, побудила писателя уехать из России.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика