История русской литературы. Ч. 2
Прозаика Виктора Пелевина, чья книга рассказов «Синий фонарь» была удостоена Малой Букеровской премии 1993 г., часто называют наиболее характерным представителем постсоветского искусства. Автор прямо формулирует идеи литературы абсурда - о бессмысленности, тупиковости жизни, о том, как человек обречен в одиночестве решать вселенские вопросы (повесть «Желтая стрела», роман «Жизнь насекомых»). Неоднозначную реакцию критики вызвал последний роман В. Пелевина «Чапаев и Пустота», опубликованный в журнале «Знамя» за 1996 г. В романе Пелевина иронически обыгрываются тексты анекдотов «чапаевского цикла». Смысл такой игры раскрывает критик А. Генис в своем эссе о прозе В. Пелевина (см. «Звезда», 1997, №12). В романе, который большинство современных критиков трактуют как бессмысленную стилевую игру, Генис увидел глубокое содержание, рассмотрев его с точки зрения буддийской философии. К середине 80-х годов из «подполья» вышло целое поколение поэтов, которых называли по-разному: метафористы, новая волна, метареалисты, концептуалисты. Это И. Иртеньев, В. Коркин, А. Парщиков, Д. Пригов, Л. Рубенштейн, Т. Кибиров и другие. Критика давно запуталась в терминах, обозначавших это довольно целостное и далеко не оригинальное явление в области поэзии. Их главный принцип - пародирование стилистических канонов социалистического реализма, доводящее до абсурда его элементы. К 1993 г. почти все когда-то непризнанные мэтры постмодернистской поэзии стали классиками - правда, для очень избранного круга читателей. Быть может, точнее всего эту связь между постмодернистским поэтом и его читателем выразил Александр Тимофеевский: «Один сумасшедший напишет, / Другой сумасшедший прочтет, / И сразу окажется лишним - / Овации, слава, почет». Эти строки, впрочем, невозможно отнести к поэзии Тимура Кибирова. Язык его стихов выводит нас за пределы привычного правдоподобия к неприглядно обнаженной жизни, но в последний момент эмоция стиха выталкивает на поверхность личность самого автора, и живое человеческое тепло одушевляет нарочитое косноязычие поэтических формул.
4.2. Расцвет массовой литературы. Феномен бестселлера
Массовая литература - один из существенных компонентов современного литературного процесса, причем не только России, но и мирового литературного процесса. Это понятие имеет отношение не только к литературной критике, но и к социологии. Как литературоведческая категория, массовая литература - обозначение ценности литературной иерархии, самой низшей, существующей как бы вне закона и вне искусства. С точки зрения социологии - это понятие обозначает явление, связанное с образованием развитого книжного рынка и с появлением массовой читательской аудитории. Как социокультурный феномен, массовая литература возникла в странах Запада в XIX в.; формирование этого понятия относится к I половине XX в. Советское литературоведение придерживалось точки зрения, что массовая культура и литература - явление, характерное только для капиталистического мира, и ее основное предназначение - манипуляция человеческим сознанием. Но массовая литература существовала и в советское время: детективно-приключенческие романы Ю. Семенова и историческая проза В. Пикуля, пользующиеся невероятной популярностью, лучшее тому доказательство.
Произведения Ю. Семенова и В. Пикуля являлись бестселлерами 1970-1980-х гг. - т.е. книгами, которые пользовались наибольшим читательским спросом и, следовательно, чаще всего и охотнее всего покупались средним массовым читателем доперестроечной эпохи. Подлинный расцвет массовой литературы произошел уже в постперестроечной России. О чем свидетельствует это явление? Прежде всего - о конце идеологизированной литературной эпохи. Массовый средний читатель вышел на авансцену, о нем и о его вкусах стали говорить открыто, возникла потребность в развлекательной литературе - возникла и соответствующая литература. В условиях образования книжного рынка, коммерциализации литературной жизни, когда главным мерилом ценности произведения все чаще становится коммерческий успех издания и массовый на него спрос, возникновение и широкое признание массовой литературы как неотъемлемой части литературного процесса стало явлением неизбежным. Но факт, что массовая литература заняла слишком большую нишу в нынешней литературной жизни, говорит о кризисном состоянии современного периода русской литературы, о нарушении естественных связей между читателем и творцом. Немало этому способствует и элитарное высокомерие постмодернистской литературы, и преобладание во многих произведениях исключительно черных и мрачных красок. Бестселлерами, как правило, становятся произведения с хорошими концами; «хэппи-энд» - неотъемлемое свойство массовой литературы. Жанрово-тематическими разновидностями массовой литературы к середине XX в. стали детектив, боевик, шпионский роман (при желании их можно объединить термином «криминальный роман»), научно-фантастический роман, триллер (роман ужасов, восходящий к так называемому готическому роману английского предромантизма конца XVIII - начала XIX вв.), «дамский» роман (их сочиняют и писатели, и писательницы; «кто пишет более трогательно, чем дамы - разве что иные мужчины», - заметил М. Булгаков). Современный дамский роман непременно включает в себя пикантную смесь сентиментальности и эротики с примесью порнографии. Костюмно-исторический роман состоит, в сущности, из тех же компонентов, в нем заметнее мелодраматическое начало. Очень большую популярность приобрел в настоящее время жанр «фэнтэзи», имеющий, как и триллер, благороднейшую родословную - он восходит к знаменитой сказочной эпопее Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец». Все эти жанры довольно широко представлены в современной русской литературе, иные из них имеют своих бесспорных лидеров. В фантастике эта роль принадлежит Ю. Петухову; в детективной и шпионской литературе - Д. Корецкому, В. Пронину, А. Марининой; в «фэнтэзи» - Ник. Перумову, М. Семеновой.
В целом массовой литературе присуща черта, которая резко отделяет ее от другой, большой литературы. В основе каждой жанрово-тематической разновидности массовой литературы лежит одна или несколько литературных формул, штампов, стереотипов. Массовая литература рассчитана на серийность производства - эта серийность, повторяемость характеризует и ее поэтику. Произведения массовой литературы создают уютный, стандартный мир, в котором легко устраняется беспорядок, отсутствует двусмысленность, неопределенность и органичность реального мира. Популярность массовой литературы в современном мире (не только России) в большей степени и объясняется ее наркотическим воздействием на читателя. В этом заключается не только недостаток, но и достоинство массовой литературы.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |