Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

4. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ: ЛИТЕРАТУРА 1987-1997 ГГ.

В 1985-1987 гг. мы пережили решительный слом старой идеологической модели литературного развития. При этом необходимо отметить, что эта старая модель уже «подмывалась» подспудными течениями 70 - первой половины 80-х гг. В происшедшем сдвиге, может быть, самое главное заключалось в бурном воссоединении всех течений русского слова, окончательное восстановление единого литературного процесса: литература всех «волн» эмиграции, возвращенная литература, литература «подполья» - встали рядом с литературой, представленной писателями «старшего поколения» и писателями «новой волны». Изменилось само понятие литературы: она перестала иллюстрировать идеологические, философские, религиозные и нравственные идеи, литература осознала собственное назначение, она стала сама собой. С конца 80-х годов сложилась благодатная почва для оживления всевозможных авангардных и модернистских течений в различных сферах художественного творчества: монополия одного метода навсегда ушла в прошлое. Новая литература выглядит непривычной, странной для любителей традиционного чтения, в ней много издержек, словесной накипи. Казалось, что во времена свободы и художник должен обладать большой творческой свободой. Однако современному художнику не дано еще чувствовать себя на той вершине, откуда бы, по словам Н.В. Гоголя, «стало видимо далеко во все концы света». Перестройка, как известно, провозгласила приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей над классовыми и сугубо политическими интересами. В этом отношении литература ее далеко опередила: лучшие произведения 70-х и да и не только 70-х годов, исследовали как раз не столько социальные, сколько нравственные, философские проблемы. Литература перестроечного и постперестроечного периода в этом отношении ей уступает значительно. Современное искусство вообще утратило общую, всех объединяющую идею; ее заменила атмосфера крайней, прочти мистической тревожности, необъяснимой обеспокоенности человека в неуютном, беспощадном мире, ощущение хаоса и абсурдности бытия. Однако тревога за человека, возникающая в лучших произведениях конца XX в., есть лучшее доказательство того, что русская литература живая, что есть надежда на воскрешение слова, как бы ни «корчилась улица безъязыкая», по словам В. Маяковского.

4.1. Постмодернистские и натуралистические тенденции в современной литературе (Л. Петрушевская, Вл. Сорокин, В. Пелевин и др.; поэзия концептуалистов)

О постмодернизме в применении к русской литературе во весь голос заговорили только в конце 1980-х годов, но как литературно-художественное направление он сформировался в «андеграунде» в творчестве художников «соцарта», пародирующих эстетику социалистического реализма. В мировой же литературе, искусстве, философии постмодернизм формируется во 2-ой половине 1950-х годов, продолжая художественную практику модернизма и одновременно преодолевая ее. Постмодернизм утверждал высокую степень свободы художника от всевозможных догм и верований, привычных литературных канонов; он ввел в литературу ощущение мира как абсурдного хаоса, запретную ранее тематику (тему инцеста, сексуальных меньшинств и т.п.), ненормативную лексику и нового, нетрадиционного героя. Поэтика постмодернизма предлагает читателю игру с текстом, откровенно демонстрирует условность художественного творчества, включает в ткань произведения размышления самого автора о герое, сюжете, слове. Когда-то писатели и художники барокко провозгласили: «мир - это театр»; художники постмодерна выдвинули тезис - «мир - это текст». Крупнейший писатель постмодерна - В.Набоков, принадлежащий одновременно русской и американской культуре. Что же касается отечественной литературы, то о русском первопроходце постмодернизма заговорили впервые не в России, а в США. Американские критики объявили родоначальником постмодернистского направления в русской литературе XX в. автора романа «Пушкинский дом» А.Г. Битова. «Пушкинский дом» был создан еще в 1971 г. и вышел в США на русском языке в 1978 г., десять лет спустя он был опубликован в России в «Новом мире». Однако о Битове до сих пор идут споры в отечественной, и в зарубежной критике, и большинство исследователей сходятся в том, что этот писатель в рамки постмодернизма никак не вмещается. Перестроечная и постперестроечная общественная атмосфера в России создала с конца 80 - начала 90-х гг. благоприятную почву для расцвета «крутого» экспериментального искусства - постмодернизма, концептуализма, абсурдизма, метареализма - названий не счесть. В русской литературе 2 половины 80-90-х годов постмодернизм принимал самые различные облики. Во-первых, как уже говорилось, к постмодерну принадлежат писатели бывшего андеграунда - Евг. Попов, Вик. Ерофеев, В. Шаров, В. Пьецух, Вл. Сорокин, Т. Толстая, Л. Петрушевская и многие другие. Прозу этих писателей часто называют «другой», «жесткой» за некоторыми произведениями в нашем сознании закрепилось выразительное словосочетание «чернуха-порнуха». Изображая аномалии нашей общественной, семейной, бытовой жизни, авторы ее не скупятся на откровенные натуралистические подробности, в особенности это характерно для творчества Вик. Ерофеева и Вл. Сорокина. Натуралистические тенденции есть и в творчестве Л. Петрушевской, недаром ее рассказы и странные пьесы (смесь буффонады с трагическим финалом) называли «чернухой». У нее действительно много «простой человеческой грязи», «мрака и запустения». Она пишет о нашей бытовой жизни, в которой спиваются, сходят с ума, кончают с собой, умирают в муках. Но в героях Петрушевская видит не только грязь, но и чистоту, не только отчаяние, но и радость, боль и наслаждение, ненависть и любовь, жизнь и смерть. Теперь ее произведения относят к «жестокому реализму». Это более точное название. «Процесс восприятия произведений Петрушевской, - отмечает Р. Тименчик, - это испытание зрителя на любовь к ближнему. А теперь ты можешь возлюбить ближнего как самого себя?... А самого себя после всего виденного ты еще способен любить?...»

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика