История русской литературы. Ч. 2
3.4. Драматургия 1960-1980-х гг. А.В. Вампилов
За исключением А.В. Вампилова (1937-1972), драматургия явно «не дотягивала» до уровня прозы, да и поэзии времени застоя. Может быть, потому, что развитию драматургии очень повредила «теория бесконфликтности», отзвуки которой слышались вплоть до 70-х годов. В 1960-е годы ведущими драматургами стали В. Розов, Л. Зорин, А. Арбузов, А. Володин, М. Рощин. Все они были в известном смысле «детьми XX съезда», их пьесы ставились на сцене московского «Современника», возникшего на волне всеобщего подъема и оживления в 1956 г. При всем разнообразии творческих поисков у этих драматургов было нечто общее: все они были повернуты лицом к человеку, к его внутреннему миру. Драма 1960-1970-х годов проявила интерес к исследованию нравственного становления человека. Традиционная социально-психологическая драма продолжала развиваться и в 80-е годы, сохранилась она и в наши дни. В целом можно сказать, что подобный вид драматургии являлся ведущим в театре 1960-1980 гг. Подлинным открытием драматургии 2-ой половины XX в. стал театр А.В. Вампилова, создавшего с 1965 по 1971 г. пьесы «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты» и «Прошлым летом в Чулимске». Его пьесы обрели сценическую жизнь после смерти драматурга. Вампилов, с одной стороны, следует традиции, заявленной в социально-нравственной драме 1960-х годов; с другой - используют те формы театральной условности, которые получат свое развитие в драматургии 1980-х годов. Он создает оригинальный театр, неповторимый по художественному видению мира и своеобразию поэтики. Он стремится показать нравственную подоплеку поступков героя за анекдотичностью ситуаций, сливает воедино фарс и трагедию, нередко использует эксцентрику, парадокс. Парадоксально развивается интрига, например, в «Старшем сыне», когда главный герой, выдав себя за мнимого сына и брата, действительно начинает ощущать свое родство с приютившими его людьми. Взаимопроникновение и смешение жанров является характерным признаком всех драм Вампилова. «Утиная охота» - пьеса об ужасе нравственного опустошения, пьеса бесконечно горькая и правдивая. Повествование идет в ней на грани комического и трагического, лирического и драматического, бытового и философского. Взаимопроникновение таких разных стилей дало поразительный сплав, в результате которого возникает ощущение подлинности происходящего на сцене. Автор «Утиной охоты» отказался от деления героев на «положительных» и «отрицательных», нет у него и образов-рупоров авторских идей. Его центральный герой - совершенно новый драматический тип, так называемый «оступившийся» герой - Колесов («Прощание в июне»), Бусыгин («Старший сын»), Зилов («Утиная охота»), Шаманов («Прошлым летом в Чулимске»). Загадочный, рефлексирующий, он, как правило, осознает свое нравственное несовершенство и в какой-то момент жизни оказывается перед необходимостью выбора между бездуховным существованием и трудной борьбой за сохранение себя как личности. Как бы низко не пал герой, автор всегда дает ему шанс духовного возрождения. Это выражается в особых открытых финалах, которые возвращают зрителя к началу пьес, но возвращение всегда происходит на новом уровне, на новом витке жизни, демонстрирующем ее поступательное развитие. Пьесы драматурга, органично соединяющие естественность и условность, сильны своей неоднозначностью, недоговоренностью; неслучайно критики отмечают их сходство с жанром притчи. Во многом этому способствуют сквозные образы-символы, проходящие через образную ткань пьес (утиная охота, полисадник в «Прошлым летом в Чулимске»). Театр Вампилова, отразивший «трагедию безверия» (А. Битов) целого поколения, теперь стал классикой драматургии.
3.5. Литература самиздата и андеграунда
Самиздат - неотъемлемая и характерная черта образа жизни советского общества, порожденная прежде всего отсутствием действительной свободы печати в стране. Самиздат существует во всем мире, но русский самиздат - явление исключительное, его исключительность - прежде всего в невиданных масштабах и в том значении, которое он приобрел в общественном сознании России.
Самиздат - это широкий, универсальный комплекс разнообразной литературы, производящейся в обществе вне официальных издательских структур. В разные годы самиздат назывался по-разному: потаенная литература, подземная, вольная. А.С. Пушкин сформулировал так: «сочинения, презревшие печать». Этап в истории бесцензурной литературы начался в середине 50-х годов с хрущевской оттепелью: ограниченный характер демократизации страны не позволил официальной печати стать вполне гласной и отражать весь спектр мнений. Еще в 1941 г. поэт Н. Глазков сочинил стихи: «Писатель рукопись посеял, / Но не сумел ее издать. / Она валялась средь Расеи / И начала произрастать». Существует версия, что термин «самиздат» принадлежит Н. Глазкову; с конца 50-х годов этот термин прочно вошел в лексикон и стал обозначать не одну только художественную литературу, но и любые тексты, распространявшиеся неофициально. В послевоенном самиздате наибольшее распространение получили стихи: в списках ходили «негласные» произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Б. Пастернака. С начала 60-х годов стала «произрастать» проза - в первую очередь М. Булгаков - списки его произведений, писем, неопубликованных работ о нем ходили по рукам вплоть до середины 1980-х гг. В глухие годы застоя самиздат сопротивлялся сталинизму. В списках ходили «Крутой маршрут» Е. Гинзбург, «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Доктор Живаго» Пастернака, поэзия И.А. Бродского, запрещенные произведения братьев А. и Б. Стругацких, А.И. Солженицына, Ф. Искандера. Произведения В. Набокова стали известны задолго до того, как их решили допустить до широких читательских кругов в 1986-1987 гг.
В 1970-е годы в самиздате появилась литература андеграунда - литература «подполья», если буквально перевести этот термин с английского на русский язык. Андеграунд - понятие несколько неопределенное, это не стиль, не направление, хотя можно сказать, что писателей андеграунда объединяет общая принадлежность к авангардным и модернистским течениям в современной литературе. Андеграунд возник как пересмешник «гослитературы», он отталкивался от ее этики и эстетики, пародировал, насмешничал, ерничал. Писатели андеграунда стремились эпатировать читателя так же, как когда-то благополучных читателей начала XX в. эпатировали футуристы. Литература «подполья» обратилась к запретным ранее темам: ненормативной лексике, сексуальным отклонениям, своего рода «чернухе-порнухе», создавая «другую прозу». К андеграунду в свое время принадлежали самые разные писатели - Л. Петрушевская и Т. Толстая, Вен. Ерофеев (с его знаменитой, безнадежно-трагической поэмой «Москва-Петушки»), В. Нарбикова и Евг. Попов, Вяч. Пьецух и О. Ермаков, С. Каледин и М. Харитонов, Вл. Сорокин и Л. Габышев. Это писатели разные по возрасту, поколению, стилю, поэтике. Можно указать одну общую для них черту - они остро полемичны по отношению к канонам соцреализма. Писатели андеграунда ставили себе с заслугу особую свободу художественного творчества. Однако в этом отстаивании свободы таились свои парадоксы: парадокс литературы «подполья» заключался в том, что по природе своей она могла возникнуть только в условиях несвободы - ей необходимо было от чего-то отталкиваться, чему-то противостоять, что-то пародировать. С уходом со сцены официально-номенклатурной литературы, с исчезновением идеологической несвободы кончился век и ее двойника-пересмешника - литературы «подполья». Писатели андеграунда стали в конце 1980-х - начале 1990-х годов лидерами постмодернистских течений в современной литературе.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |