История русской литературы. Ч. 2
Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на искусство как на служение гражданскому благу - и не только разделял, но со всей страстью и истовостью пытался воплотить его в своем творчестве. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» - неоднократно повторял он в своей поэзии 1850-1860-х годов; словно заклиная самого себя. Однако лирический герой Некрасова полон мучительных сомнений и самобичевания, он не находит в себе достаточно сил, чтобы идти по избранному пути: «Мне борьба мешала быть поэтом, / Песни мне мешали быть борцом». Отсюда недалеко до признания В.В. Маяковского: «Но я б себя смирял, становясь на горло собственной песне».
Некрасову принадлежит ряд стихотворений дидактического характера, написанных в ораторском стиле («Муза», «Родина», «Элегия») и другие. Как правило, они наиболее привязаны к политической злобе дня; оказывая ошеломляющее воздействие на читателя 1850-1870 годов, они довольно прохладно воспринимаются современным читателем. Но Некрасов - поэт совсем другого склада, чем поэт-агигатор К.Ф. Рылеев. Его поэзия - поэзия сердца, она обладает особым эмоциональным настроем. Его протяжный стих (Некрасов предпочитал трехсложные размеры и первым из русских поэтов раскрыл их поэтическую выразительность), щемящие, пронзительные интонации, необычайная лексика, в которой гармонически сочетаются низменные, казалось бы, понятия с высокими - создают особый художественный мир, который мы с полным правом можем назвать «некрасовским», неподражаемо самобытным. Это хорошо чувствовали и его соратники, и его противники.
Первая книга Н. Некрасова («Стихи», 1856 г.) имела небывалый успех у современников, невиданный со времен Пушкина. Характер книги как единого целого определялся вступлением, роль которого сыграло стихотворение-манифест «Поэт и гражданин». Однако сформулированный Некрасовым тезис «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан» вовсе не является итоговой мыслью стихотворения. В сущности, поэт и гражданин воплощают собой внутренний спор лирического героя, две авторские ипостаси самого Некрасова. Завершается оно монологом-исповедью поэта, который сомневается в своих возможностях «проповедовать любовь высоким словом отрицанья». Значительное место в сборнике занимают сатирические стихи, которые повествуют о чуждых народу силах («Современная ода», «Секрет», «Колыбельная песня»). В сборник входит и группа стихов, так называемого «панаевского цикла», посвященного А.Я. Панаевой. В любовных стихах Некрасова как бы разрушается лирическая замкнутость - наряду с героем появляется лирическая героиня, она входит в стихотворения со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. В поэзии Некрасова создается нечто вроде психологического лирического романа - параллель к сложному внутреннему миру героев Достоевского. В целом сборник 1856 г. показал лирическое творчество Некрасова в его устремленности к эпосу.
В 1857 г. возникает поэма Некрасова «Тишина», в которой поэт сделал попытку рассказать о подвиге народа в Крымской войне. Но вопрос о том, что такое народ, в поэме не решен. Некрасова охватывает ощущение «беспочвенности» интеллигенции, закружившейся в вихре гражданских обличений, он глубоко ощущает разрыв между интеллигенцией и народом - на громкие обличения зла и рабства народная Русь отвечает молчанием. В 1858 г. Некрасов пишет небольшое, но удивительно емкое стихотворение «В столицах шум...», противопоставляющее «словесную войну» столиц таинственной, «вековой тишине» «во глубине России». Родина спит сном живительным: «Лишь ветер не дает покою / Вершинам придорожных ив, И выгибаются дугою, / Целуясь с матерью-землею, / Колосья бесконечных ив». Душа поэта обретает источник жизни в слиянии с просторами полей, в безраздельном единстве с «матерью-землею» в духе народного, почти языческого миросозерцания. «В столицах шум» - одно из самых гармоничных и светлых стихотворений Некрасова, в котором дан глубоко обобщенный, символический художественный образ Родины. Символичностью и эпичностью отличается и другое стихотворение Некрасова - «Размышления у парадного подъезда». При всем том, что «Размышления... содержат резкий социальный контраст (мужики – «владелец роскошных палат»), стихи Некрасова отличаются интонацией высокого, эпического, поэмного склада. И сами конкретные мужики, подошедшие к подъезду, теряют конкретность и единичность, а приобретают некую символическую всеобщность деревенской Руси. Заключительные слова, обрисовывающие группу крестьян, вне всякой бытовой достоверности: «Крест на шее и кровь на ногах». Крест один на всех, это как бы символ мученичества и подвижничества.
В 1860-е годы в поэзии Некрасова ведущим становится жанр поэмы. Одна из самых совершенных поэм Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863) посвящена постоянной теме его творчества - судьбе русской женщины. Рассказ о жизни крестьянской семьи под пером Некрасова приобретает эпическую глубину. Неслучайно современный французский литературовед Шарль Корбэ сравнил «Мороз, Красный нос» как единственное в своем роде эпическое произведение с гомеровским эпосом. Не просто житейский рассказ о смерти крестьянина и судьбе его жены ведет Некрасов, а живописует национальные типы. Вот почему так значима здесь жизнь, а смерть приобретает значение подлинной трагедии. Портрет умершего Прокла - это портрет земледельца-богатыря, Микулы Селяниновича. Характер крестьянки Дарьи воплощает образ «величавой славянки». Во второй части произведения, когда перед глазами замерзающей женщины проходит вся ее жизнь (в работе, заботах, радостях, скорби, любви) - полностью раскрывается пафос поэмы как героического произведения. Здесь напрашивается параллель с великим произведением древнерусской литературы - «Словом о полку Игореве». Герои некрасовской поэмы, подобно героям древнерусского эпоса, сохраняют коренную связь с миром природы. Они - крестьяне, земледельцы - остро чувствуют свою причастность к природным силам, иногда сливаясь с ними, а иногда - противоборствуя им. Отсюда вытекает героика поэмы. Некрасов воплотил дух суровой русской природы в могучем, фольклорном образе Мороза, в котором явственно проступают следы древней славянской мифологии. Мороз в поэме не просто сказка, за ним стоит народное мироощущение. Героиня в поэме как бы сопричастна этим древним, природным силам. Подобно статуе, стынет Дарья в ставшем сказочным лесу, входит в мир природы и остается в нем. Последний раздел поэмы - неразгаданная тайна величия смерти, растворение души во Вселенной: «Ни звука! Душа умирает / Для скорби, для страсти. Стоишь / И чувствуешь, как покоряет / Ее эта мертвая тишь / Ни звука! И видишь ты синий / Свод неба, да солнце, да лес,/ В серебряно матовый иней / наряженный, полный чудес, / Влекущий неведомой тайной, / Глубоко бесстрастный...».
В эпических поэмах 1860-х годов Некрасов словно преодолевает свои же пессимистические размышления о судьбах России и русского народа - преодолевает на совсем другом уровне, не социальном, а обобщенно-философском. В начале 1860-х годов Некрасов приступает к работе над произведением, которое сам считал делом своей жизни -поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Поэма росла год от года, являлись новые и новые части и главы. Прошло более десяти лет, и все же к моменту смерти автора она осталась неоконченной.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |