Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на искусство как на служение гражданскому благу - и не только разделял, но со всей страстью и истовостью пытался воплотить его в своем творчестве. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» - неоднократно повторял он в своей поэзии 1850-1860-х годов; словно заклиная самого себя. Однако лирический герой Некрасова полон мучительных сомнений и самобичевания, он не находит в себе достаточно сил, чтобы идти по избранному пути: «Мне борьба мешала быть поэтом, / Песни мне мешали быть борцом». Отсюда недалеко до признания В.В. Маяковского: «Но я б себя смирял, становясь на горло собственной песне».

Некрасову принадлежит ряд стихотворений дидактического характера, написанных в ораторском стиле («Муза», «Родина», «Элегия») и другие. Как правило, они наиболее привязаны к политической злобе дня; оказывая ошеломляющее воздействие на читателя 1850-1870 годов, они довольно прохладно воспринимаются современным читателем. Но Некрасов - поэт совсем другого склада, чем поэт-агигатор К.Ф. Рылеев. Его поэзия - поэзия сердца, она обладает особым эмоциональным настроем. Его протяжный стих (Некрасов предпочитал трехсложные размеры и первым из русских поэтов раскрыл их поэтическую выразительность), щемящие, пронзительные интонации, необычайная лексика, в которой гармонически сочетаются низменные, казалось бы, понятия с высокими - создают особый художественный мир, который мы с полным правом можем назвать «некрасовским», неподражаемо самобытным. Это хорошо чувствовали и его соратники, и его противники.

Первая книга Н. Некрасова («Стихи», 1856 г.) имела небывалый успех у современников, невиданный со времен Пушкина. Характер книги как единого целого определялся вступлением, роль которого сыграло стихотворение-манифест «Поэт и гражданин». Однако сформулированный Некрасовым тезис «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан» вовсе не является итоговой мыслью стихотворения. В сущности, поэт и гражданин воплощают собой внутренний спор лирического героя, две авторские ипостаси самого Некрасова. Завершается оно монологом-исповедью поэта, который сомневается в своих возможностях «проповедовать любовь высоким словом отрицанья». Значительное место в сборнике занимают сатирические стихи, которые повествуют о чуждых народу силах («Современная ода», «Секрет», «Колыбельная песня»). В сборник входит и группа стихов, так называемого «панаевского цикла», посвященного А.Я. Панаевой. В любовных стихах Некрасова как бы разрушается лирическая замкнутость - наряду с героем появляется лирическая героиня, она входит в стихотворения со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. В поэзии Некрасова создается нечто вроде психологического лирического романа - параллель к сложному внутреннему миру героев Достоевского. В целом сборник 1856 г. показал лирическое творчество Некрасова в его устремленности к эпосу.

В 1857 г. возникает поэма Некрасова «Тишина», в которой поэт сделал попытку рассказать о подвиге народа в Крымской войне. Но вопрос о том, что такое народ, в поэме не решен. Некрасова охватывает ощущение «беспочвенности» интеллигенции, закружившейся в вихре гражданских обличений, он глубоко ощущает разрыв между интеллигенцией и народом - на громкие обличения зла и рабства народная Русь отвечает молчанием. В 1858 г. Некрасов пишет небольшое, но удивительно емкое стихотворение «В столицах шум...», противопоставляющее «словесную войну» столиц таинственной, «вековой тишине» «во глубине России». Родина спит сном живительным: «Лишь ветер не дает покою / Вершинам придорожных ив, И выгибаются дугою, / Целуясь с матерью-землею, / Колосья бесконечных ив». Душа поэта обретает источник жизни в слиянии с просторами полей, в безраздельном единстве с «матерью-землею» в духе народного, почти языческого миросозерцания. «В столицах шум» - одно из самых гармоничных и светлых стихотворений Некрасова, в котором дан глубоко обобщенный, символический художественный образ Родины. Символичностью и эпичностью отличается и другое стихотворение Некрасова - «Размышления у парадного подъезда». При всем том, что «Размышления... содержат резкий социальный контраст (мужики – «владелец роскошных палат»), стихи Некрасова отличаются интонацией высокого, эпического, поэмного склада. И сами конкретные мужики, подошедшие к подъезду, теряют конкретность и единичность, а приобретают некую символическую всеобщность деревенской Руси. Заключительные слова, обрисовывающие группу крестьян, вне всякой бытовой достоверности: «Крест на шее и кровь на ногах». Крест один на всех, это как бы символ мученичества и подвижничества.

В 1860-е годы в поэзии Некрасова ведущим становится жанр поэмы. Одна из самых совершенных поэм Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863) посвящена постоянной теме его творчества - судьбе русской женщины. Рассказ о жизни крестьянской семьи под пером Некрасова приобретает эпическую глубину. Неслучайно современный французский литературовед Шарль Корбэ сравнил «Мороз, Красный нос» как единственное в своем роде эпическое произведение с гомеровским эпосом. Не просто житейский рассказ о смерти крестьянина и судьбе его жены ведет Некрасов, а живописует национальные типы. Вот почему так значима здесь жизнь, а смерть приобретает значение подлинной трагедии. Портрет умершего Прокла - это портрет земледельца-богатыря, Микулы Селяниновича. Характер крестьянки Дарьи воплощает образ «величавой славянки». Во второй части произведения, когда перед глазами замерзающей женщины проходит вся ее жизнь (в работе, заботах, радостях, скорби, любви) - полностью раскрывается пафос поэмы как героического произведения. Здесь напрашивается параллель с великим произведением древнерусской литературы - «Словом о полку Игореве». Герои некрасовской поэмы, подобно героям древнерусского эпоса, сохраняют коренную связь с миром природы. Они - крестьяне, земледельцы - остро чувствуют свою причастность к природным силам, иногда сливаясь с ними, а иногда - противоборствуя им. Отсюда вытекает героика поэмы. Некрасов воплотил дух суровой русской природы в могучем, фольклорном образе Мороза, в котором явственно проступают следы древней славянской мифологии. Мороз в поэме не просто сказка, за ним стоит народное мироощущение. Героиня в поэме как бы сопричастна этим древним, природным силам. Подобно статуе, стынет Дарья в ставшем сказочным лесу, входит в мир природы и остается в нем. Последний раздел поэмы - неразгаданная тайна величия смерти, растворение души во Вселенной: «Ни звука! Душа умирает / Для скорби, для страсти. Стоишь / И чувствуешь, как покоряет / Ее эта мертвая тишь / Ни звука! И видишь ты синий / Свод неба, да солнце, да лес,/ В серебряно матовый иней / наряженный, полный чудес, / Влекущий неведомой тайной, / Глубоко бесстрастный...».

В эпических поэмах 1860-х годов Некрасов словно преодолевает свои же пессимистические размышления о судьбах России и русского народа - преодолевает на совсем другом уровне, не социальном, а обобщенно-философском. В начале 1860-х годов Некрасов приступает к работе над произведением, которое сам считал делом своей жизни -поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Поэма росла год от года, являлись новые и новые части и главы. Прошло более десяти лет, и все же к моменту смерти автора она осталась неоконченной.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика