Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

Литература 1946-53 гг. тем не менее вовсе не исчерпывалась лакировочными произведениями. В послевоенное десятилетие были опубликованы повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», роман «За правое дело» В. Гроссмана, одна из лучших поэм А. Твардовского «Дом у дороги», мемуарные книги К. Паустовского, М. Пришвина. Судьба этих произведений складывалась непросто.

Автор повести «В окопах Сталинграда» смотрел на войну глазами рядового «окопника», видящего смерть не в перископ, а в упор, рядом с собой. Ее герой - инженер Керженцев - берет не абстрактную, а конкретную «высоту №», общается с конкретными людьми, которых посылает на гибель ради выполнения необдуманного приказа. В.Некрасов развивает толстовские традиции в изображении войны как противоестественного явления; в то же время он показывает «скрытую теплоту патриотизма» в каждом из участника сражений, подчеркивая, что невозможно выиграть войну одними приказами, не учитывая мотивов поведения рядовых ее участников: бесшабашного разведчика Чумака, не приспособленного к практической жизни, но честного и принципиального Фарбера, доброго, верного адъютанта Валегу. В 1947 г. повесть была удостоена Сталинской премии, но уже через год ее критиковали за «недостаток идейности». Причины хорошо объяснил В. Быков: «Виктор Некрасов увидел на войне интеллигента и утвердил его правоту и его значение как носителя духовных ценностей».

Новые ракурсы изображения войны представлены в повестях В. Пановой «Спутники», В. Казакевича «Звезда» и «Двое в окопах», но все же именно Некрасов проложил новые дороги в изображении Великой Отечественной войны в русской литературе: после него стала возможной так называемая проза «лейтенантов» конца 1950 - начала 1960-х гг.

В 1953 г., после смерти Сталина, в русской литературе намечаются признаки оживления. Выходит в свет роман Л.М. Леонова «Лес», публикуются деревенские очерки В. Овечкина, заложившие целое направление в русской литературе 1955-1985 гг. В литературу входят В. Тендряков, Ф. Абрамов, Г. Троепольский. С 1945 по 1955 гг. Б. Пастернак работает над романом «Доктор Живаго», ставшим значительным произведением русской литературы 2-ой половины XX в.

3.2. Литература оттепели («Новый мир» А.Т. Твардовского; поэзия «эстрадников»; проза А.И. Солженицына, А. Бека, Б. Пастернака и др.)

Литература времен «оттепели» охватывает 1954-1964 гг. Выражение «оттепель» пошло от названия одноименной повести И. Эренбурга (1954-1956 гг.), написанной на злобу дня и сейчас основательно позабытой. «Оттепель» не столько создавала новое, сколько разрушала «старое»; «старое» при этом отчаянно сопротивлялось и шло в наступление.

По-настоящему крутой поворот происходит в 1956 г. - в начале года был проведен разоблачительный XX съезд КПСС, на котором впервые во всеуслышание было сказано о преступлениях террористического режима «культа личности». Критика «культа личности», формально разрешенная партией, стала той почвой, на которой в последующие годы развивались главные события литературной «оттепели». Отношение к сталинизму было тем водоразделом, который прошел между «консервативными» и «прогрессивными», новыми силами в литературе. Под знаменем обновления и очищения революционных идей наиболее шумно и заметно выступила тогда многочисленная группа молодых литераторов, позднее названная «шестидесятниками», а в те годы называвшая себя просто: «Мы молодые» (В. Аксенов, Б. Ахмадуллина, А. Вознесенский, В. Войнович, Ф. Горенштейн, Р. Рождественский, А. и Б. Стругацкие, А. Синявский и др.). Самые громкие из «молодых» выступили против сталинизма с ультрареволюционных позиций, романтически требуя восстановления истинных идеалов социализма, воюя за «подлинного Ленина», за «комиссаров в пыльных шлемах» гражданской войны. Психологически как тип «молодые» напоминали «шестидесятников» прошлого века, тоже оказавшихся утопистами и мечтателями больше, чем мыслителями и практиками. Наиболее ярко их убеждения отразились тогда в поэзии так называемых «эстрадников» - молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Р.И. Рождественского, Б. Окуджавы, выступавших с чтением своих стихов в Политехническом музее и Лужниках. Это было время поэтического бума. Задиристые, порой откровенно риторические, порой наполненные условными метафорами стихи эстрадников собирали огромные аудитории слушателей, будоражили, заставляли задумываться над поэтическими традициями русской поэзии от А.С. Пушкина до М.И. Цветаевой и В. Хлебникова.

Историческая заслуга «шестидесятников» перед культурой имеет прежде всего нравственный характер, это было первое поколение в советской истории, которое во всеуслышание заявило о ценностях свободы личности, о праве на искренность, «праве на себя».

Во многом иной духовный облик имели молодые литераторы, вступившие в литературу в те же годы «оттепели», но значительно менее шумно, без деклараций. Их в большей степени сближали духовные интересы и привязанности за пределами личной судьбы. Отсюда пошли так называемые «деревенщики» (прозаики Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин, Ю. Казаков; близки им были поэты А. Передреев, Н. Рубцов, А. Прасолов). В конце 50-х годов в литературу пришло «поколение лейтенантов» (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков и другие) - авторы «окопных повестей», в которых война изображалась не столько как подвиг, сколько как тяжелый каждодневный труд, без которого победа невозможна. Вместе с ними в литературу вошел тип героя, намеченный еще В. Некрасовым. В центре этих повестей, как и у В. Некрасова, стоял процесс становления характера в трагических обстоятельствах. Субъективная, исповедальная интонация делала образы воинов живыми. Обозначился поворот к нравственному осмыслению событий («Батальоны просят огня» и «Последние залпы» Ю.Бондарева, «Пядь земли» и «Мертвые срама не имут» Г. Бакланова, рассказы и повести К. Воробьева, В. Богомолова, В. Астафьева и др.). Самое объемное произведение о войне в конце 1950 - начале 1960-х гг. принадлежит К. Симонову (трилогия «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»). Написанная в жанре исторической хроники, эта трилогия обладает несомненными художественными достоинствами, но все же в этой книге сделаны некоторые уступки идеологическому давлению. В годы оттепели дебютируют и такие прозаики, как Ю. Трифонов и В. Тендряков, много сделавшие для развития психологического направления в русской литературе 1970-1980-х гг.

Главные события литературной жизни на стыке 50-х и 60-х годов переместились в принципиальную журнальную полемику, среди которой центральное место заняло противостояние журналов «Октябрь» (гл. редактор В. Кочетов) и «Новый мир» во главе с А.Т. Твардовским. С этим журналом связаны публикации почти всей большой прозы этих лет - от Ф.А. Абрамова и В.М. Шукшина до Ю.В. Трифонова и А.И. Солженицына.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика