История русской литературы. Ч. 2
Его на редкость искреннюю поэзию можно рассматривать в целом как лирический роман в стихах, роман-исповедь. В основе ее лежит преклонение перед жизнью, восхищение красотой окружающего мира, умение видеть поэтическое в будничном. Эти особенности художественного мира, корнями уходящие в традиции русского фольклора, отразились уже в первом сборнике Есенина «Радуница» (1916). В поэзии Есенина заметную роль играют приемы олицетворения, сравнения, параллелизма, с помощью которого, в сопоставлении с природными явлениями, поэт раскрывает внутреннюю жизнь лирического героя. Активно используется цвет, словесная живопись - Есенин обращается при этом к естественным цветам окружающего мира: зелень листвы, голубизна неба, золото осени. Поэзия Есенина - красочный и многозвучный мир, где все живет, дышит, движется. Именно это почувствовал А.А. Блок, прослушав стихи Есенина при встрече с ним в 1914 г.: «Стихи... чистые, свежие, голосистые».
К революции Есенин относился неоднозначно. По его собственному признанию, он «в годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». В первых послеоктябрьских произведениях («Преображение», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Инония»). Есенин, используя мифологические образы и отзвуки библейских легенд, создает поэтический миф о своеобразном рае, который должен сразу наступить после революции. Но в той же поэме «Инония» звучит мысль о том, что деревню к новой жизни приведут только свои пути, связанные с родной природой и народом. А в поэме «Сорокоуст» (1920) Есенин рисует картину уничтожения патриархального быта. Силы цивилизации и техники воспринимаются поэтом как нечто страшное и неумолимое, уничтожающее живое начало. Конфликт мертвящих сил цивилизации и живого, природного начала воплощен в уникальной антитезе: чугунный поезд, за которым несется «милый, милый смешной дуралей» - красногривый жеребенок. Его образ символизирует прошлое русской деревни, отступающей перед новой действительностью.
В стихах Есенина 1924-1925 гг. настойчиво звучит мотив возвращения в родной дом. Понимая неотвратимость перемен, он искренне стремится понять новую жизнь, изменившую деревню, стать настоящим, а не «сводным сыном в великих штатах СССР». Однако при этом Есенин заявляет о своей независимости как художника: «Отдам всю душу октябрю и маю / Но только лиры милой не отдам». В ряде стихотворений Есенина встает тема осмысления жизни («Не жалею, не зову, не плачу»; «Мы теперь уходим понемногу», «Несказанное, синее, нежное»). О рязанских раздольях с их трудной исторической судьбой размышляет Есенин в поэме «Анна Онегина». Эпическая тема (крестьянская вражда, мировая война, революция, война гражданская) тесно связана здесь с темой лирической - нежной «сиреневой» темой первой любви, юности, цветения. «Со времен Кольцова, - писал Б. Пастернак, - земля русская не производила ничего более коренного, естественного и родового, чем Сергей Есенин... Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией».
3. ЛИТЕРАТУРА 1940-1980-Х ГОДОВ
3.1. Основные тенденции в литературном процессе военных лет и послевоенного десятилетия
Военные годы стали временем нового крутого литературного сдвига. Литературу этих лет можно назвать литературой народного самоспасения. В военное время оказалось ослабленным идеологические давление, довольно скоро избавились и от пропагандистских штампов предвоенной «шапкозакидательской» литературы. Пользуясь выражением А. Платонова, духовным «тылом» войны и победы стала всеобъемлющая народная правда. Чудо национального воссоединения многое восстановило в те годы в основательно разрушенной «структуре» народной души; оно стало шагом к спасению литературы, «великого русского слова» (А. Ахматова). С этим и связано особое духовно выпрямляющее значение литературы 1941-1946 гг. Все это объясняет парадоксальное суждение Б. Пастернака о начале 40-х годов: «Трагический тяжелый период войны был живым периодом и в этом отношении вольным и радостным возвращением чувства общности со всеми».
Жанровая структура литературы военных лет в чем-то повторяла жанровую структуру времен революции и гражданской войны. Вновь ведущим жанром стала поэзия; в прозе преобладала публицистика, очерк, рассказ, повесть. Время для масштабного осмысления трагических событий 1941-1945 гг. придет несколько позднее. В поэзии одним из ведущих жанров стала лирическая песня. Не менее значительным было влияние лирики (Ахматовой, Пастернака, молодого К. Симонова, переживших второе рождение Н. Тихонова, А. Прокофьева). Возродились и лирико-эпические жанры (баллада: К. Симонов, А. Твардовский; поэма и повесть: Н. Тихонов, В. Инбер, М. Алигер, О. Берггольц). Высшим достижением в этом жанре стала воистину народная поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», получившая признание не только у себя на родине, но и в эмиграции. И.А. Бунин отнес эту поэму к вершинным произведениям русской литературы. В годы войны заявило о себе и новое молодое поколение поэтов, (П. Антокольский, Ю. Друнина, К. Ваншенкин, С. Наровчатов, П. Коган, Н. Майоров, М. Кульчицкий и др.). В прозе главенствовал очерковый жанр. Публицистике отдали дань М. Шолохов, Л. Леонов, Э. Эренбург, А. Толстой, многие другие прозаики. Первые повести стали появляться с 1942 г. К лучшим из них принадлежат «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова. Авторы этих повестей стремились сочетать реалистическую манеру письма с обобщенно-романтическим повествованием; в поисках новых выразительных средств они обращались к фольклору, к народной поэзии, героическому эпосу. В повести В. Гроссмана заметно стремление дать философское осмысление военных событий, что найдет свое продолжение в последующих романах писателя. Традиции романтико-патетического стиля сохраняется в «Молодой гвардии» А.А. Фадеева - первом завершенном романе о Великой Отечественной войне. Первая редакция его будет опубликована в 1945 г., вторая - в 1951. Уступая идеологическому давлению, Фадеев изменил концепцию романа: ввел образы партийных руководителей (Проценко, Лютиков, Бараков), которых представил подлинными руководителями партизанского движения в Краснодоне и показал несамостоятельность действий комсомольцев. Проблемы формирования личности человека в условиях войны стоят в центре повестей А. Бека «Волоколамские шоссе» и Л. Леонова «Взятие Великошумска».
Со второй половины войны ощутимо отступление от тех надежд той правды, свободы слова, которая была возможна в самые трудные времена. Тяжелый, мрачный 1946 г. обозначил завершение литературного этапа, который мог бы стать переломным в судьбах нашей литературы. 1946-1953 гг. - годы литературы позднего сталинизма, время А. Сафронова, В. Кочетова, М. Буденного, С. Бабаевского, Н. Грибачева, В. Павленко, В. Ажаева, произведения которых сегодня никто не вспоминает. Они полностью воплощали в своих книгах тот принцип социалистического реализма, который был провозглашен критиком В.Ермиловым, утверждавшим, что прекрасное и реальное уже воссоединилось в жизни советского человека, и писатели должны уделять все свое внимание изображению конфликта лучшего с хорошим.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |