Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

Официальная критика, требующая изображения нового советского человека - строителя социализма, упрекала писателя в том, что он «с некоторым даже злорадством копается, переворачивает человеческие отбросы и, зло посмеявшись, набрасывает мрачнейшие узоры своего зощенковского фольклора» («Известия» 1927, 14 августа). В этих обвинениях было справедливым одно: действительно, писатель продолжал «переворачивать человеческие отбросы», но с горькой иронией, и с тайной надеждой найти хоть какую-то возможность увидеть в них искру пробуждающегося сознания - хотя действительность не оставляла писателю практически никаких надежд. «Рожи кривые - как следствие уродливой социальной действительности», - записывает он в дневнике. Проза Зощенко 1920-х годов не только изображает трансформацию человека в скота, но и передает усиливающееся ощущение безысходности и фантасмагории жизни.

А.П. Платонов (1899-1951) признан сегодня классиком русской литературы XX в., гениальным прозаиком и несравненным мастером художественного слова. В прозе 1920-1930-х гг. (романы «Чевенгур», «Котлован», повести «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Впрок»; рассказы «Усомнившийся Макар», «В прекрасном и яростном мире») писателя больше всего привлекала проверка идей социалистического преобразования народным умом и опытом, национальным бытием. Не менее важна в творчестве Платонова и другая проверка новых идей - миром космоса, стихийной силой природы. В рассказах Платонова революция изображается как явление космического порядка, оказывающего влияние на ход «мирового естественного процесса». С революцией связано ожидание конца света. Образы «вьюги», «ветра», «светопреставления», возникавшие у писателей революционной эпохи, были связаны с распространенным в России «учением о светопреставлении», за которым последует утверждение царства абсолютной правды на земле. Апокалипсическое восприятие революции отразилось в повести А. Платонова «Сокровенный человек».

В 1926 г. Платонов начал работу над романом «Чевенгур», которому было суждено остаться неопубликованным (кроме первой части - «Происхождение мастера», с 1929 г. издававшаяся как отдельная повесть). Полностью роман был издан в Париже в 1972 г. (на русском языке); на родине он был опубликован впервые в журнале «Дружба народов» в 1988 г. В этом романе, как и в повести «Котлован» (1929-1930; впервые был напечатан в 1969 г. в ФРГ; в СССР - в 1987 г.; в журнале «Новый мир»), Платонов показал полную несовместимость социализма со стихией национального бытия. Уверенность, что человек может легко достичь безграничной власти над вселенной, вступает в противоречие с реальностью. В «Котловане» вместо ожидаемого возрождения материи природы происходит обратное: люди тратят свою живую плоть на мертвый камень, человеческая жизнь безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Платонов попадает в разряд «неугодных писателей», отмеченных, по свидетельству современников, личной ненавистью Сталина. Поводом для начала кампании травли Платонова, не прекратившейся до конца его жизни, стала публикация рассказа «Усомнившийся Макар» в журнале «Октябрь». Система, сверху насаждавшая себя после революции, требовала и создавала «управляемого человека». Платоновский же герой - именно «усомнившийся», задумывающийся, созерцающий, по природе своей слабо поддающийся управлению. И во всем пространстве прозы Платонова простирается самодовлеющая жизнь, «прекрасный и яростный мир», не нуждающийся в чужом вмешательстве, многоликий и самоцветный. Поэтому и язык, слово Платонова - такая же самоцветная, живая стихия, словно бы не знающая фильтров «нормативности». Слово Платонова кажется «неправильным», словосочетания - абсурдными. Проза его трудно читается; мы чувствуем вязкость, первородность каждого слова, живущего своей жизнью, задумывающегося над ее смыслом, обнажающим суть вещей.

Своеобразным явлением в истории русского авангарда стало творчество обэриутов - членов литературно-театральной группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), существовавшей в Ленинграде в 1927 - начале 1930-х гг. Группа объединяла поэтов и драматургов Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого, К. Вагинова. Обэриуты провозгласили себя «творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов». У обэриутов не было единой поэтики, но всем им было свойственно алогическое восприятие жизни. Иррациональная образность их поэзии и драматургии, тяготение к приемам гротеска и абсурда по-своему передавали «ощущение» абсурдности и фантасмогоричности окружающей их действительности .

2.4. Традиции «серебряного века» в поэзии А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака

Имена этих четырех поэтов стоят рядом в сознании современного читателя. Они принадлежали к младшему поколению писателей «серебряного века», они были связаны между собою не всегда простыми - личными и творческими - отношениями. Поэзия каждого из них вошла в сокровищницу русской и мировой культуры. Однако в России только после 1985-1987 г. все их творчество стало достоянием для широкого читателя; в течение нескольких десятилетий многие стихотворения этих поэтов ходили в списках и распространялись подпольно. Каждый из них мог бы сказать подобно Ахматовой: «Меня, как реку / Суровая эпоха перевернула. / Мне подменили жизнь».

У каждого была своя творческая судьба, и складывалась она трагично. Неистовая Марина Цветаева, самая младшая, эмигрировала и осталась в эмиграции «белой вороной»; ее вынужденное возвращение в СССР в 1941 г. закончилось самоубийством. А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и Б.Л. Пастернак, оставшись в России, заплатили за свою «тайную свободу» по полному счету: Мандельштам - страшной гибелью в сталинских лагерях, Ахматова и Пастернак - многолетней травлей. И это при всем том, что Мандельштам и Пастернак честно и искренне пытались найти свое место в новой жизни и даже порой корили себя за то, что они словно выпали из послереволюционной эпохи.

А.А. Ахматова (1889-1966) дебютировала в Петербурге в 1912 г. поэтическим сборником «Вечер», который сразу же принес ей широкое признание. За этим сборником последовали книги «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922). Новый ее сборник «Из шести книг» появился только в 1941 г.

Первые три дореволюционные сборника Ахматовой утвердили за ней славу мастера тончайшей интимной лирики. Любовная тема в ранних ахматовских стихах дана в особом ракурсе: тайное тайных любовного переживания со всеми изгибами женской психологии неожиданно открывается перед читателем. «Малый мир» ахматовской поэзии оказался максимально приближен к читателю. В этом «приближенном» к читателю мире необычайно укрупненно даны детали, слагаемые этого мира - вещи, подробности пейзажа, жесты, позы.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика