История русской литературы. Ч. 2
Официальная критика, требующая изображения нового советского человека - строителя социализма, упрекала писателя в том, что он «с некоторым даже злорадством копается, переворачивает человеческие отбросы и, зло посмеявшись, набрасывает мрачнейшие узоры своего зощенковского фольклора» («Известия» 1927, 14 августа). В этих обвинениях было справедливым одно: действительно, писатель продолжал «переворачивать человеческие отбросы», но с горькой иронией, и с тайной надеждой найти хоть какую-то возможность увидеть в них искру пробуждающегося сознания - хотя действительность не оставляла писателю практически никаких надежд. «Рожи кривые - как следствие уродливой социальной действительности», - записывает он в дневнике. Проза Зощенко 1920-х годов не только изображает трансформацию человека в скота, но и передает усиливающееся ощущение безысходности и фантасмагории жизни.
А.П. Платонов (1899-1951) признан сегодня классиком русской литературы XX в., гениальным прозаиком и несравненным мастером художественного слова. В прозе 1920-1930-х гг. (романы «Чевенгур», «Котлован», повести «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Впрок»; рассказы «Усомнившийся Макар», «В прекрасном и яростном мире») писателя больше всего привлекала проверка идей социалистического преобразования народным умом и опытом, национальным бытием. Не менее важна в творчестве Платонова и другая проверка новых идей - миром космоса, стихийной силой природы. В рассказах Платонова революция изображается как явление космического порядка, оказывающего влияние на ход «мирового естественного процесса». С революцией связано ожидание конца света. Образы «вьюги», «ветра», «светопреставления», возникавшие у писателей революционной эпохи, были связаны с распространенным в России «учением о светопреставлении», за которым последует утверждение царства абсолютной правды на земле. Апокалипсическое восприятие революции отразилось в повести А. Платонова «Сокровенный человек».
В 1926 г. Платонов начал работу над романом «Чевенгур», которому было суждено остаться неопубликованным (кроме первой части - «Происхождение мастера», с 1929 г. издававшаяся как отдельная повесть). Полностью роман был издан в Париже в 1972 г. (на русском языке); на родине он был опубликован впервые в журнале «Дружба народов» в 1988 г. В этом романе, как и в повести «Котлован» (1929-1930; впервые был напечатан в 1969 г. в ФРГ; в СССР - в 1987 г.; в журнале «Новый мир»), Платонов показал полную несовместимость социализма со стихией национального бытия. Уверенность, что человек может легко достичь безграничной власти над вселенной, вступает в противоречие с реальностью. В «Котловане» вместо ожидаемого возрождения материи природы происходит обратное: люди тратят свою живую плоть на мертвый камень, человеческая жизнь безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Платонов попадает в разряд «неугодных писателей», отмеченных, по свидетельству современников, личной ненавистью Сталина. Поводом для начала кампании травли Платонова, не прекратившейся до конца его жизни, стала публикация рассказа «Усомнившийся Макар» в журнале «Октябрь». Система, сверху насаждавшая себя после революции, требовала и создавала «управляемого человека». Платоновский же герой - именно «усомнившийся», задумывающийся, созерцающий, по природе своей слабо поддающийся управлению. И во всем пространстве прозы Платонова простирается самодовлеющая жизнь, «прекрасный и яростный мир», не нуждающийся в чужом вмешательстве, многоликий и самоцветный. Поэтому и язык, слово Платонова - такая же самоцветная, живая стихия, словно бы не знающая фильтров «нормативности». Слово Платонова кажется «неправильным», словосочетания - абсурдными. Проза его трудно читается; мы чувствуем вязкость, первородность каждого слова, живущего своей жизнью, задумывающегося над ее смыслом, обнажающим суть вещей.
Своеобразным явлением в истории русского авангарда стало творчество обэриутов - членов литературно-театральной группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), существовавшей в Ленинграде в 1927 - начале 1930-х гг. Группа объединяла поэтов и драматургов Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого, К. Вагинова. Обэриуты провозгласили себя «творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов». У обэриутов не было единой поэтики, но всем им было свойственно алогическое восприятие жизни. Иррациональная образность их поэзии и драматургии, тяготение к приемам гротеска и абсурда по-своему передавали «ощущение» абсурдности и фантасмогоричности окружающей их действительности .
2.4. Традиции «серебряного века» в поэзии А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака
Имена этих четырех поэтов стоят рядом в сознании современного читателя. Они принадлежали к младшему поколению писателей «серебряного века», они были связаны между собою не всегда простыми - личными и творческими - отношениями. Поэзия каждого из них вошла в сокровищницу русской и мировой культуры. Однако в России только после 1985-1987 г. все их творчество стало достоянием для широкого читателя; в течение нескольких десятилетий многие стихотворения этих поэтов ходили в списках и распространялись подпольно. Каждый из них мог бы сказать подобно Ахматовой: «Меня, как реку / Суровая эпоха перевернула. / Мне подменили жизнь».
У каждого была своя творческая судьба, и складывалась она трагично. Неистовая Марина Цветаева, самая младшая, эмигрировала и осталась в эмиграции «белой вороной»; ее вынужденное возвращение в СССР в 1941 г. закончилось самоубийством. А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и Б.Л. Пастернак, оставшись в России, заплатили за свою «тайную свободу» по полному счету: Мандельштам - страшной гибелью в сталинских лагерях, Ахматова и Пастернак - многолетней травлей. И это при всем том, что Мандельштам и Пастернак честно и искренне пытались найти свое место в новой жизни и даже порой корили себя за то, что они словно выпали из послереволюционной эпохи.
А.А. Ахматова (1889-1966) дебютировала в Петербурге в 1912 г. поэтическим сборником «Вечер», который сразу же принес ей широкое признание. За этим сборником последовали книги «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922). Новый ее сборник «Из шести книг» появился только в 1941 г.
Первые три дореволюционные сборника Ахматовой утвердили за ней славу мастера тончайшей интимной лирики. Любовная тема в ранних ахматовских стихах дана в особом ракурсе: тайное тайных любовного переживания со всеми изгибами женской психологии неожиданно открывается перед читателем. «Малый мир» ахматовской поэзии оказался максимально приближен к читателю. В этом «приближенном» к читателю мире необычайно укрупненно даны детали, слагаемые этого мира - вещи, подробности пейзажа, жесты, позы.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |