История русской литературы. Ч. 2
1923-1928 годы - время напряженной эстетической полемики разных направлений и течений, группировок и объединений. В эти годы партия еще допускала «свободное соревнование различных течений и группировок» в литературной области (постановление ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г.). В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принимается постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в котором одним административным махом ликвидируются все творческие направления и группировки, все виды плюрализма в литературе и искусстве. Была ликвидирована и РАПП, ибо она, являясь верным сталинским рычагом управления литературы, все же обладала некоторой самостоятельностью. Началась подготовка к созданию Союза советских писателей и необходимого для этого Первого съезда писателей, на котором был провозглашен директивный социалистический реализм как основной метод советской литературы.
2.2. Формирование нормативной эстетики социалистического реализма в литературе 1930-х годов
На I съезде писателей, в 1934 г. был принят Устав Союза советских писателей, подчеркнувший, что социалистический реализм позволяет художнику проявить себя в выборе «разнообразных форм, стилей и жанров», однако этот выбор связан с постановкой в художественных произведениях задач «идейной переделки и воспитание трудящихся в духе социализма».
От писателей требовалось изображение жизни в ее революционном развитии и показ становления нового человека в процессе социалистического строительства. Внутренняя позиция художника игнорировалось, да и само понятие художественности сводилась к тому, чтобы наиболее наглядно и доступно преподнести читателю общественно-полезные идеи и рекомендации. Настоящий герой должен быть обязательно борцом «за правое дело»; человек сам по себе объявлялся ненужной фикцией - нет человека «вообще», нужен прежде всего «классовый человек», друг или враг, в зависимости от этого к нему нужно относиться. Соцреализм навязывал художнику определенные нормы, схемы, следуя которым он должен создавать свои произведения. Новый метод противоречил реалистической эстетике: следуя ему, художник не столько воспроизводил действительность, сколько создавал свою собственную утопию, творил миф. В 1920-е годы художники искренне верили в фантастическое будущее, в коммунистическую утопию.
Однако уже в конце 1920-х годов политические догмы корежут ткань художественного произведения, заставляя приносить в жертву классовой морали простые человеческие чувства (пьесы К. Тренева «Любовь Яровая», Б. Лавренева «Разлом»). Одно из лучших произведений о гражданской войне - роман А. Фадеева «Разгром», воспроизводящий трагические коллизии эпохи с предельной правдивостью. Но этому роману, при всем том, что его автор сознательно ориентируется на стилистические традиции Л.Н.Толстого, не хватает глубокого гуманизма русской классики XIX в. Развенчивая интеллигента Мечика, Фадеев развенчивает, в сущности, такие исконные человеческие качества, как жалость, сострадание, милосердие.
В советской время существовала по-своему интересная литература - она связана с именами Д. Бедного, Д.А. Фурманова, Ф.В. Гладкова, А.И. Безыменского, Ф.И. Панферова, А. Серафимовича. Следы нового художественного миропонимания можно найти в творчестве Л.М. Леонова, К. Федина, Н. Тихонова, В. Катаева, Э. Багрицкого. С 30-х годов, когда соцреализм становится официальным методом советской литературы, начинается превращение настоящей, живой литературы в литературу «казенную». Наиболее последовательно эстетика соцреализма находит свое воплощение в так называемой производственной прозе. В романах и повестях Ф. Гладкова «Энергия», Ф. Панферова «Бруски», М. Шагинян «Гидроцентраль», Ю. Крымова «Танкер Дербент», В. Катаева «Время, вперед!» предметом изображения стал, по призыву М. Горького, труд, деловые отношения рабочих и крестьян. Духовная жизнь персонажей оставалась вне поля зрения писателей; правда времени в этих романах и повестях заметно отступает перед мифами социалистической идеологии.
2.3. В поисках альтернативы: А. Платонов, М. Зощенко, И. Бабель, обэриуты и др.
В 1920-1930-е гг. в литературу входит молодое поколение писателей, многие из которых пытались, как сказал Б. Пастернак, «меряться с пятилеткой», но которые шли своим путем, сопротивляясь дегуманизации литературы, отстаивая свою независимость художника. В чем-то вынужденные идти на компромисс, они не поступились главным: свободой художественного творчества. В пропагандистские лозунги соцреализма порой не умещалось даже творчество таких писателей, как Л.Н. Сейфиулина, А. Серафимович, К.А. Федин, Л.М. Леонов, не говоря уж о Горьком, Шолохове, Твардовском. Что же касается таких писателей, как И.Э. Бабель, М.М. Зощенко, Ю. Олеша, Б. Пильняк и тем более А. Платонов, М. Булгаков - то их художественные поиски протекали вне официального метода советской литературы.
И.Э. Бабель (1894-1940) вошел в русскую литературу прежде всего как автор «Конармии» (1923-1925) и «Одесских рассказов» (1921-1924).
«Конармия» - цикл новелл, в которых резкими штрихами обрисованы люди в отдельных эпизодах и ситуациях гражданской войны. В этих новеллах перед читателем предстала жизнь, в которой переплелись воедино героизм и жестокость, правдоискательство и душевная неразвитость, прекрасное и отвратительное. «Конармия» построена на контрастах. Есть в ней и романтика, и натуралистические картины в описании убийства, сражений. Бабель тяжело переживал нравственное одичание людей, вызванное первой мировой войной, революцией, гражданской войной. Натурализм бабелевской «Конармии» был связан не с цинизмом писателя (в этом его обвиняли), а с недоумением страдающего гуманиста перед уничтожающей все злобой и ненавистью, заставляющей людей убивать друг друга. В «Одесских рассказах», рисующих экзотический мир одесских налетчиков, проявилось удивительное мастерство Бабеля-стилиста: блестящий юмор, щедрость и яркость в описании Одесского района Молдавии, владение особым «жаргонным синтаксисом» и одесской фразеологией. Особая манера речи Бабеля нашла своих продолжателей в литературе - И. Ильф и Е. Петров, М. Жванецкий.
М.М. Зощенко (1895-1958) искренне стремился честью и правдой служить советскому отечеству на поприще сатирика, страстно желающего при «помощи смеха перестроить читателя, заставить читателя отказаться от тех или иных мещанских и пошлых навыков». «Меня часто ругают за эту мелкую и неуважаемую форму, которую я избрал. Но я... пошел все же на это дело в полном сознании, что так требуется, ожидая при этом всяких себе неприятностей», - писал в 1930 г. М. Зощенко М. Горькому. Предчувствия не обманули писателя. Его творческий путь с 1927 г. сопровождали партийные проработки и травля в критике, которые увенчались в 1946 г. известным постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», исключением из Союза писателей, запретом на публикацию произведений. Творчество Зощенко стало не только энциклопедией человеческих пороков, но явилось образцом уникальной верности одной из главных его проблем - проблеме самопознания, творческого самосозидания личности, ее психологических и физиологических возможностей. Вершины творчества Зощенко - сатирическая проза 1920 годов и повесть «Перед восходом солнца» (1 ч. опубликована в 1943 г., 2 ч. под названием «Повесть о разуме» - в 1972 г.). Используя сказовую манеру письма, создавая образы-маски, Зощенко стремится не только показать, как человек превращается в человеческое «новообразие», но и раскрыть механизм этого превращения. Поэтому его кратким сатирическим рассказам свойственна философская, психологическая, нравственная, социально-политическая глубина (сборники «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова», «Разнотык», «Аристократка», «Веселая жизнь», «Над кем смеетесь?!» и др.).
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |