Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

3.3. A.M. Ремизов

А.М. Ремизов (1877-1957) - один из оригинальнейших русских писателей литературы модернизма, создатель неповторимого художественного мира, впитавшего в себя целые пласты, казалось, ушедшей в невозвратное прошлое древнерусской культуры. Проза Ремизова развивалась в сложнейшем взаимодействии реалистических и символических тенденций. В текущих днях Ремизов видел знаки высшей, божественной воли, в мифологических фигурах и мотивах находил предсказание современных ему явлений. Ремизов выступил реформатором прозаических жанров. Он считал, что для любителей слова «не имеет какое-нибудь значение литературный жанр». Повести, рассказы, поэмы, притчи, ночные видения составляли общий поток: элементы этих структур объединялись в одном произведении.

Известность писателю принес автобиографический роман «Пруд» (1905 г.). Предреволюционная Россия воссоздана также в романе «Часы» (1908), повести «Крестовые сестры» (1910), «Пятая язва» (1912), «Канава» (1918). В этих произведениях Ремизова отчетливо сказывается влияние Достоевского, и кажется, что дар писателя развивается в русле традиционного реализма с доминирующим в последнем мотивом социального протеста. Вместе с тем, рисуя картины безысходной русской действительности, Ремизов усиливает впечатление иррациональности, фантасмагоричности происходящего за счет обращения к особой сновидческой реальности. Сны становятся средством преодоления мира, его отстранения, символического сгущения и преувеличения, и эта черта поэтики Ремизова сохранится в других его произведениях, созданных и в предреволюционной России, и за рубежом.

Художественный дар Ремизова одновременно с «реалистическими» произведениями проявился и в другом направлении, учитывая которое М. Горький поставил его позже рядом с Н.С. Лесковым, как равным ему «обладателем сокровищами чистого русского языка». Эти-то «сокровища чистого русского языка» и стали материалом для воссоздания Ремизовым мира мифической Руси, нашедшего свое яркое воплощение уже в первых двух книгах подобного направления - «Посолонь. Сказки» (1900-1906) и «Лимонарь. Повествование по апокрифам» (1906-1907); обе книги - 1907 г. За ними последовала серия книг, созданных на основе народных сказок, легенд, преданий. Ремизов воссоздает в них языческую, таинственную и дикую, фантастическую «волшебную Русь», по-своему интерпретируя фольклорные и древнерусские тексты. Ремизов создал особый экспрессивный стиль, полный «пророчеств», «заклинаний», «вещаний», «плачей», изощренной метафористики и неологизмов. Ремизов-стилист (одновременно с А. Белым) закладывал основы «орнаментальной прозы», которая найдет широкое развитие в творчестве Л.М. Леонова, Б.А. Пильняка, Артема Веселого и других писателей 1920-х годов.

Буквально накануне октябрьских событий Ремизов завершил (5 октября 1917 г., издано в 1918) полное трагических предчувствий «Слово о погибели Русской земли», воскрешающее в памяти читателя знаменитое произведение древнерусской литературы.

Центральным произведением Ремизова, написанным в эмиграции, стал роман-хроника «Взвихренная Русь» (1927) - ремизовское видение огненной России революционных и послереволюционных лет, соотнесенное в восприятии писателя с историческим прошлым страны.

Ал. Блок включил Ремизова в число художников, чье творчество участвует в образовании «единого мощного потока, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры» и знаменует собой «признаки силы и юности».

III. Русская литература XX века (послеоктябрьский период)

Естественной точкой отсчета нового литературного цикла в XX в. стал 1917 год, особенно Октябрь. Развитие русской литературы после 1917 г. стало протекать в трех основных руслах: литература русского зарубежья, литература, не признанная официально и в свое время в СССР не печатавшаяся; русская советская литература (по преимуществу социалистического реализма). Момент Октября обозначил небывало резко усилившуюся тенденцию фактического огосударствления литературы. Тоталитарная система настаивала прежде всего на идеологическом соответствии писателя текущему политическому моменту. Талант, художественность, свободное творческое воображение в качестве критериев для оценки литературных произведений фактически были изъяты из обращения. Искажались характер литературного процесса (изъятие произведений неугодных писателей) и сама природа художественной литературы; деформировались отношения писателя и читателя. Судьба русской литературы в XX в. сложилась трагически. В России литература разделила участь своего народа, стараясь отстоять статус высокого искусства, свободу творческой позиции художника от идеологического диктата. Литература XX в. от 1917 до 1985 года - основной, крупный и завершенный период; современная литература начинается с 1985 г., она характеризуется полным разрушением идеологического контроля над словом; ее состояние иначе как тяжелый кризис определить нельзя. Но кризисы в истории культуры, как правило, бывают плодотворными; они всегда сопутствуют рождению нового искусства.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика