Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

2. РЕАЛИЗМ КАК ВЕДУЩЕЕ СТИЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ 1850-1870-Х ГОДОВ

2-я половина XIX века характеризуется безраздельным господством реалистического направления в русской литературе. Основой реализма как художественного метода является социально-исторический и психологический детерминизм. Личность и судьба изображаемого человека предстает как результат взаимодействия его характера (или, глубже - универсальной человеческой природы) с обстоятельствами и законами общественной жизни (или, шире - истории, культуры - как это можно наблюдать в творчестве А.С. Пушкина).

Реализм 2-ой половины XIX в. часто называют критическим, или социально-обличительным. В последнее время в современном литературоведении все чаще наблюдаются попытки отказаться от подобного определения. Оно является одновременно и слишком широким, и слишком узким; оно нивелирует индивидуальные особенности творчества писателей. Основоположником критического реализма часто называют Н.В. Гоголя, однако в творчестве Гоголя общественная жизнь, история человеческой души часто соотносится с такими категориями, как вечность, высшая справедливость, провиденциальная миссия России, царство Божие на земле. Гоголевскую традицию в той или иной степени во 2-ой половине XIX в. подхватили Л. Толстой, Ф. Достоевский, отчасти Н.С. Лесков - не случайно в их творчестве (особенно позднем) обнаруживается тяга к таким дореалистическим формам постижения действительности, как проповедь, религиозно-философская утопия, миф, житие. Недаром М. Горький высказал мысль о синтетической природе русского классического реализма, о его неотграниченности от романтического направления. В конце XIX - начале XX в. реализм русской литературы не только противостоит, но и по-своему взаимодействуют с нарождающимся символизмом. Реализм русской классики универсален, он не ограничивается воспроизведением эмпирической реальности, он включает в себя общечеловеческое содержание, «мистериальный план», что сближает реалистов с исканиями романтиков и символистов.

Социально-обличительный пафос в чистом виде выступает наиболее в творчестве писателей второго ряда - Ф.М. Решетникова, В.А. Слепцова, Г.И. Успенского; даже Н.А. Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин при всей близости к эстетике революционной демократии не ограничиваются в своем творчестве постановкой сугубо социальных, злободневных вопросов. Тем не менее критическая направленность по отношению к любым формам социального и духовного порабощения человека объединяет всех писателей-реалистов 2-ой половины XIX в.

XIX век выявил основные эстетические принципы и типологические свойства реализма. В русской литературе 2-ой половины XIX в. условно можно выделить несколько направлений в рамках реализма.

1. Творчество писателей-реалистов, которые стремятся к художественному воссозданию жизни в «формах самой жизни». Изображение обретает нередко такую степень достоверности, что о литературных героях говорят как о живых людях. К этому направлению принадлежат И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, отчасти Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, отчасти Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.

2. В 60-70-е годы ярко обрисовывается философско-религиозное, этико-психологическое направление в русской литературе (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). У Достоевского и Толстого потрясающие картины социальной действительности, изображены в «формах самой жизни». Но при этом писатели всегда отталкиваются от определенных религиозно-философских доктрин.

3. Сатирический, гротесковый реализм (в 1 половине XIX века он отчасти представлен в творчестве Н.В. Гоголя, в 60-70-е годы во всю мощь развернулся в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина). Гротеск выступает не как гипербола или фантастика, он характеризует метод писателя; он соединяет в образах, типах, сюжетах то, что противоестественно, и в жизни отсутствует, но возможно в мире, созданном творческой фантазией художника; подобные гротесковые, гиперболические образы подчеркивают определенные закономерности, господствующие в жизни.

4. Совершенно уникальный реализм, «осердеченный» (слово Белинского) гуманистической мыслью, представлен в творчестве А.И. Герцена. Белинский отмечал «вольтеровский» склад его дарования: «талант ушел в ум», который оказывается генератором образов, деталей, сюжетов, биографий личности.

Наряду с господствующим реалистическим направлением в русской литературе 2-ой половины XIX в. развивалось и направление так называемого «чистого искусства» - оно и романтическое, и реалистическое. Его представители сторонились «проклятых вопросов» (Что делать? Кто виноват?), но не реальной действительности, под которой они подразумевали мир природы и субъективного чувства человека, жизнь его сердца. Их волновала красота самого бытия, судьбы мира. А.А. Фет и Ф.И. Тютчев напрямую могут быть сопоставимы с И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским. Поэзия Фета и Тютчева оказывала непосредственное влияние на творчество Толстого эпохи «Анны Карениной». Неслучайно, что Некрасов открыл русской публике Ф.И.Тютчева как большого поэта в 1850 г.

Таким образом, противопоставление «пушкинского» и «гоголевского» направлений в русской критике 1850-1860 гг. во многом оказывалось условным.

3. ПОЭЗИЯ 1850-1860-Х ГОДОВ

3.1. Н.А. Некрасов и поэты некрасовской школы

Н.А. Некрасов (1821-1877) занимает особое место в истории русской литературы и резко выделяется среди писателей-гуманистов второй половины XIX в. Мало сказать, что Некрасов - народный поэт; народность - неотъемлемое свойство и поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова; но в творчестве Некрасова выразилось народное самосознание (прежде всего - крестьянской России). Некрасов не только сочувствовал народу, он отождествлял себя с ним, говорил от его имени и его языком. Полностью разделяя надежды демократов на революционное преобразование России, Некрасов, однако, не верил в революционные возможности крестьянства. Именно поэтическое знание народной жизни предостерегало Некрасова от иллюзий относительно революции «снизу». Он обладал индивидуальным ощущением исторического хода русской жизни, имел собственный взгляд на животрепещущие вопросы современности. Особая позиция Некрасова-поэта неизбежно придавала и особую идеологическую окраску его произведениям.

Мотив бесконечного долготерпения народа проходит через всю поэзию Некрасова, окрашивая ее нередко в трагические тона. «Песней, подобной стону» нередко оказывалась и сама лирика поэта, недаром Н.Г. Чернышевского так смущали в его поэзии драматические мотивы тоски, уныния, душевной опустошенности. На этой же почве, в сущности, вырастал в поэзии Некрасова культ героической личности, в которой он был склонен видеть могучую творческую силу исторического прогресса. Если идеалом Чернышевского был русский богатырь, могучий бурлак Никитушка Ломов, которому старался подражать Рахметов в романе «Что делать?», то для Некрасова с образом бурлака был связан бесконечный стон долготерпенья, а героическую личность Некрасов видел в образах революционеров-мучеников, духовных подвижниках, обреченных на жертву во имя великой цели. Таков пафос целого ряда стихотворений Некрасова, посвященных Н.А. Добролюбову, Н.Г. Чернышевскому, Т.Г. Шевченко, В.Г. Белинскому, написанных уже в те года, когда никого из них рядом с Некрасовым не было. «Его еще покамест не распяли, / Но час придет - он будет на кресте; / Его послал бог Гнева и Печали / Царям земли напомнить о Христе». На образ народного заступника - а в этом ряду в поэзии Некрасова находятся и образы мучеников-правдоискателей из крестьянской среды - распространяется христианская этика жертвенности.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика