Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

Величайшее поэтическое произведение Блока - цикл из 5 стихотворений «На поле Куликовом». Для Блока Куликовская битва имела пророческий и мистический цикл. В статье «Народ и интеллигенция» поэт противопоставляет «гул городской культуры» - «непробудной тишине», нависшей над народной Россией. Но это - тишина перед битвой, в ней зреет начало «высоких и мятежных дней». В дни создания «На поле Куликовом» Блок «слышал торжественную и грозную музыку испепеляющих годов: 1914, 1917, 1941-45-го» (Мочульский К. Указ. соч. С 142). Образ «степной кобылицы», летящей сквозь «кровь и пыль» восходит к гоголевской тройке: «Русь! Куда несешься ты? Дай ответ... Не дает ответа». Эпилогом к поэме «На поле Куликовом» служит прославленное стихотворение «Россия» - страстное признание в любви к нищей, темной и прекрасной родине. То же чувство лежит в основе замечательного стихотворения «Осенний день» с его пронзительным параллелизмом: «О нищая моя страна, / Что ты для сердца значишь? / О бедная моя жена, / О чем так горько плачешь?». Завершают цикл два стихотворения. Одно - «Дикий ветер» - полно тревожной блоковской символики: «дикий черный ветер» сотрясает дом поэта, и он не знает, как защитить все самое светлое и дорогое от его вторжения («Как мне милую - чужому, / Проклятому не отдать?»). В другом, последнем стихотворении цикла, воскресает некрасовская интонация, столь значимая для поэта в 1910-1916 годы: «Идут века, шумит война, / Встает мятеж, горят деревни, А ты вся та ж моя страна, / В красе заплаканной и древней, - / Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?» «В этих сжатых и простых словах, - пишет К. Мочульский, - чудо словесной выразительности... Два образа-символа: коршун и мать - и в них судьба России. И трагическая сила двух заключительных вопросов» (Мочульский К. С. 222).

Блок не мог не принять революции 1917 года, потому что он увидел в ней прежде всего «крушение старого мира» и великую надежду на коренное преобразование всего человечества. Поэма «Двенадцать» (1918) - закономерный итог его творчества; в ней - полное завершение тех эсхатологических предчувствий поэта, которые волновали его с ранней юности. Мотив гибели, стихийное упоение гибелью, как и образ ветра - воплощение этой грозной, черной стихии гибели - пронизывает все его творчество. Революционная поэма Блока и связанная с нею торжественно-патетическая, «варварская» ода «Скифы» у одних современников вызвала восторженное приятие, у других - недоумение; третьи восприняли ее как измену, как надругательство и кощунство. В 1920 г. Блок протестовал по поводу «политического» прочтения его шедевра: «В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914 года» (в 1908 был создан цикл «Снежная маска»; в 1914 - цикл «Кармен»). Записи дневника Блока за 1918 г. свидетельствуют: в дни создания поэмы Блок отчетливо «слушал гул». Этот гул был истолкован поэтом как таинственная «мировая музыка» - «шум от крушения старого мира». Эту музыку гибели («революция есть музыка, которую имеющий уши должен слышать, - писал Блок в своей статье «Интеллигенция и революция») и запечатлела поэма «Двенадцать», которая не сводилась ни к восхвалению, ни к осуждению революции. Двенадцать красногвардейцев - и об этом давно писали критики - более походят на 12 разбойников, чем на сознательных борцов за революцию. Они выходят из ветра, того самого дикого черного ветра, который теперь сотрясает всю Россию - и в ветер, вьюгу, стихию уходят. В финале поэмы - где-то впереди красногвардейцев (но не во главе) возникает образ Христа - образ, который вызвал столько споров своим неожиданным появлением; это появление не мог объяснить и сам поэт, когда к нему обратились за разъяснением «Может быть, впереди должен быть кто-то Другой?» - спрашивал себя Блок (Другой - с большой буквы; под этим Другим, как полагают большинство исследователей, Блок подразумевает Антихриста). Но поставил все-таки Христа, хотя 12 красногвардейцев откровенно преследуют его как «невидимого врага», не зная кто этот враг. Еще одна загадка поэмы, до сих пор не решенная. Блок видел в революции то высокое, жертвенное и чистое, что оказалось ему сродни и что действительно было в революции наряду со многим другим. Но и это многое другое Блок сумел показать в своей поэме. Центральным событием в поэме оказалась сцена убийства «толстоморденькой Катьки», изображенной со всей силой блоковского трагизма. Не будь этого эпизода, «Двенадцать» можно было бы воспринять как простое прославление революции. Однако Блок - вольно или невольно - показал и страшную, губительную силу «державного», «революционного» шага.

«Двенадцать» - поэма не только героическая, но и трагическая.

Этот трагизм восходит к самим основам блоковского мироощущения. Блок чувствовал губительную стихию революции - и принимал ее со всей силой своего максимализма («я всегда любил гибель», - говорил он). В статье «Народ и интеллигенция» он прямо писал, что очистительный огонь революции принесет интеллигенции гибель, и во имя народа России эту гибель необходимо принять. Катастрофичность его мироощущения, неподдельный жертвенный порыв и, конечно, острое сознание социальной несправедливости заставили Блока увидеть в «черной злобе» - «святую злобу» и поставить Иисуса впереди своих героев «без креста».

Это был последний творческий взлет Блока. После «Двенадцати» и «Скифов» он не мог больше писать стихи, так как, по его словам, музыка ушла из этого мира, он ее больше не слышал. По свидетельству современников, Блок физически задыхался в атмосфере послереволюционных лет. Из жизни он уходил с именем Пушкина. Он еще успел написать стансы «Пушкинскому Дому». «Дай нам руку в непогоду», - обращался в них Блок к Пушкину, ставшему для него воплощением «тайной свободы», которой так не хватало поэту в последние годы его жизни. Поэтическим завещанием Блока стала его речь «О назначении поэта», посвященная 84-й годовщине со дня смерти Пушкина. Это было страстное отстаивание «тайной свободы» художественного творчества, завещанного Пушкиным русской литературе. Блок говорил не только о Пушкине, но и о себе самом - о самом заветном и выстраданном им лично.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика