Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

3.2. А.А. Блок

А.А. Блок (1880-1921) еще при жизни стал в восприятии современников не только первым поэтом эпохи «серебряного века», но и одним из величайших русских поэтов, поэтом мирового значения. Творчество Блока тончайшими нитями связано с традициями русской и мировой культуры, начиная со «Стихов о Прекрасной Даме» и кончая его знаменитой речью о Пушкине, произнесенной незадолго до смерти. Поэзия Блока наиболее обостренно выразила катастрофизм, чувство гибели - мироощущение эпохи. Не менее ярко, чем трагедийное начало, в творчестве Блока воплотилось начало поющее, лирическое. Трагедийная и лирическая стихии образуют в творчестве Блока органическое единство; вот почему его поэзия при всех ее мучительных диссонансах воспринимается как воплощение самой гармонии. «Он весь - дитя добра и света», - скажет о своей поэзии Блок, и это светоносное начало пробивается сквозь трагизм и мрак его стихов 2-го и 3-го тома. В этом проявляется глубочайшее родство «трагического тенора эпохи» (А. Ахматова) с А.С. Пушкиным, и неслучайно, что поэзия и сама личность Блока в 1910-1920 гг. воспринимались мыслящей интеллигенцией России с таким же благоговением и любовью, с какими в свое время, в 1820-е годы, воспринимались личность и творчество А.С. Пушкина.

Лирика Блока предстает воплощением представлений целого поколения о себе, об исторических судьбах России. Многие его стихотворения поражают не только глубиной художественного содержания, не только неизъяснимой магией поэтического слова, но и мощным даром ясновидческого прозрения.

Блок уловил в лицах своих современников «кровавый отсвет дней войны, дней свободы» задолго до событий 1917-1945 гг.; его «Голос из хора» звучит как трагическое предупреждение всему XX веку.

За относительно короткий период времени Блок в своей поэтической деятельности претерпел серьезную эволюцию. Современные исследователи назвали ее воплощением идеи пути в его поэтическом сознании. Так же, как и Пушкин, Блок ясно осознавал рубежи своего творчества. В 1911 году, готовя первое издание «Собрания стихотворений» (М., 1911-1912), он осмыслил всю свою лирику как «трилогию вочеловечения: от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятию, «возмездию» и ... - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру». При этом Блок подчеркивал и глубокое единство своей поэзии, неизменность основ поэтического миросозерцания: «ведь вся история моего внутреннего развития «напророчена» в «Стихах о Прекрасной Даме»; «Вот - я - до 1917 года, путь среди революции; верный путь».

Первые поэтические опыты Блока (1898-1900), частично объединенные им позднее в цикл «Ante lucem» («Перед светом» - латин.) еще не самостоятельны; Блок выступает в них продолжателем русского и европейского романтизма; особенно значима для него традиция В.А. Жуковского, А.А. Фета, Г. Гейне.

Настоящим литературным дебютом А. Блока стала книга «Стихов о Прекрасной даме», ставшей впоследствии основой I тома «трилогии вочеловеченья» (1904 г.). В основе ее лежат реальные отношения поэта с Л.Д. Менделеевой, невестой и будущей женой поэта, пережитые Блоком мистически: в земной возлюбленной он видит воплощение божественного образа; религиозное поклонение сочетается с человеческой влюбленностью - и все это рождает ту «неповторимую лирическую мелодию, которую мы связываем с именем Блока: напев широкий и тоскливый, пронзительные звуки, прерывистое дыхание». (Мочульский К. «Александр Блок...» М.,1997. С. 50). В «Стихах о Прекрасной Даме» господствуют золотые, лазурные и белые тона; цвет у Блока всегда символичен; в данном случае он сигнализирует о соприкосновении души поэта с вечностью, с гармонией, с «мгновением слишком яркого света». Одновременно в том же самом цикле возникают ноты тревоги и смятения - поэт ощущает двуликость, двойственность своей души, и ему страшно за самый облик Светоносной Девы: «изменишь облик ты».

Второй том лирики Блока (1904-1908) включает циклы «Пузыри земли», «Город», «Снежная маска», «Маски», «Фаина», «Вольные мысли». К ним примыкают написанные в этот же период и проникнутые «демонической иронией» лирические драмы «Балаганчик» и «Незнакомка». Золотые и небесные (голубой, белый) тона «Стихов о Прекрасной Даме» сменяются лиловыми и фиолетовыми. Меняются темы, ритмы - вместо гармонии - скрежет диссонансов. Одновременно в поэзию Блока врывается тема города, который он вслед за В.Я. Брюсовым рисует в апокалипсических чертах, появляются первые стихотворения, в мистифицированной форме отражающие события революции 1905 г. Блок обращается к «мистике повседневности» - к дьявольской, но притягательной силе города («Вечность бросила в город», «В кабаках, в переулках, в извивах», «Невидимка»), «стихиям» природы (цикл «Пузыри земли») и страсти («Фаина», «Снежная маска»). В цикле «Фаина» Снежная Дева оборачивается образом Цыганки – «коварной, неверной возлюбленной»; она в художественном сознании Блока сливается с буйной, хмельной, цыганской Россией. Так входит в поэзию Блока его центральная тема.

Многие стихотворения, созданные Блоком в это же время, впоследствии вошли в цикл «Родина» третьего тома. 1910-1911 годы - переломные в творчестве Блока на его пути к «вочеловечиванию». Важной чертой его мироощущения становится обостренное чувство истории, предвидение грядущей гибели окружающего поэта мира, трагическая и героическая готовность к этой гибели. Символическое творчество Блока становится глубоко историчным, погруженным в реальность, в «личном» высвечивается теперь не только «всемирное», но и современное, национальное и социальное. Центральные темы лирики этого периода представлены в циклах «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Родина». Эпоха столыпинской реакции мифологизируется как «страшный мир» нечисти, мертвецов, ада, торжествующий во внешней действительности и в «диких страстях» человеческой души, и одновременно как трагический час мировой истории, когда человек, изменяя Красоте и Добру, идет к «возмездию» - неизбежному опустошению и гибели. Но сквозь трагизм звучит и вера в способность человека воспринимать и создавать высокие ценности (природа, искусство, светлая любовь), побеждающие «страшный мир» (циклы «Итальянские стихи», «Кармен», принадлежащие к вершинам лирики Блока).

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика