История русской литературы. Ч. 2
3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ
3.1. И.А. Бунин
И.А. Бунин (1870-1953) - крупнейший художник-реалист XX в. Его творчество отчетливо делится на два периода: 1897-1920 и 1920-1953 гг.; с 1920 Бунин в эмиграции. Бунин не пережил за рубежом никакого слома, кризиса; качество и значимость его произведений, созданных в эмиграции, по мнению многих критиков, выше, чем написанное в дореволюционной России. Однако мировоззрение писателя, своеобразие его художественного мира сформировались в 1897-1920 годы, и в эмиграции он развивает и углубляет основные мотивы его дореволюционного творчества.
Бунин - один из первых писателей в русской и мировой литературе, в прозе и поэзии которого отчетливо выразилось то новое качество литературы XX в., которое впоследствии получило название «космизм». Мироощущение Бунина космологично. «Единая жизнь совершает свое странствование через тела наши» - в этом утверждении основа бунинской философии человека. Тут и указание на власть космических сил над личной судьбой, и осознание ее таинственного характера, и убеждение, что она для всех едина. Человек безмерно мал, потому что ему противопоставлена безмерность космоса, человек безмерно велик, потому что силы космоса проходят через него. Тайна его судьбы - это таинство законов бытия. Космическая природа человека проявляется также в том, что, как и все в Природе, человек подвержен закону двойственности, биполярности бытия. В творчестве Бунина отражается и упоение жизнью, и чувство ужаса перед нею - и все это в органическом единстве. Жизнь и смерть, наслаждение и мука, восторг и ужас - таковы полюса в художественном мире Бунина-пантеиста. Отсюда вытекают те особенности творческого метода писателя, которые еще при его жизни были отмечены современными критиками. Это неистощимая бунинская изобразительность, его бесконечное любование кратковременной прелестью жизненных явлений - прежде всего в природной и любовной стихии. Бунин остро видит красоту и неповторимость отдельного мгновения и в то же время пронзительно ощущает бренность и быстротечность жизни. Бунинское слово стремится впитать в себя эту красоту и удержать ее. Бунинская проза не только живописно-пластична, она обращена не только к зрению, но и к обонянию, и осязанию - ко всему чувственному восприятию человека. Рассказ «Антоновские яблоки» повествует не только об исчезновении дворянско-крестьянского уклада жизни России, но он дает почувствовать, как запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы. В «Жизни Арсеньева» бунинская проза пахнет медом.
Эта живописно-пластическая, чувственно-осязаемая стихия в творчестве Бунина совмещается с другой - философско-аналитической. Три постоянные темы: любви, смерти и России проходят через весь творческий путь писателя. Еще одна тема бунинской прозы и поэзии - память; писателю важно удержать и заново пережить первые опыты «горького счастья жизни» и первые прикосновения «сухого и жаркого ветра с кладбищ мира», «мирового ничто».
Бунин как художник сложился во второй половине 1890-х годов. Его рассказы 1890-х годов открывают мир деревенской жизни, рисуемый в тонах безжалостной правды. «Антоновские яблоки» (1900) впервые выявляют свойственный Бунину взгляд на «быт и душу русских дворян как на те же, что и мужика». Процесс распада родовых устоев в России, ведущий к вырождению дворянского сословия и к искажению исконных черт народного характера отражен в двух других повестях Бунина на крестьянскую тему - «Деревня» (1910) и «Суходол» (1912).
Рассказы, составившие книги «Иоанн Рыдалец. Рассказы и стихи 1912-1913 гг.», «Чаша жизни. Рассказы 1913-1914 гг.», «Господин из Сан-Франциско. Произведения 1915-1916 гг.» - вершинные достижения Бунина дореволюционной поры, раскрывающие «трагические основы русской души». В художественном мире Бунина конкретные судьбы его героев не замыкаются в изолированное личное бытие. «Господин из Сан-Франциско» выделяется социально-критическим изображением обреченной на гибель буржуазной цивилизации; однако социальные элементы в этой повести второстепенны. Главное - в отношении к смерти; никто из оставшихся в живых не хочет, не желает задуматься над этим таинственным явлением.
Октябрьскую революцию 1917 г. Бунин не принял решительно и категорически, хотя она не была для него неожиданностью. Русская революция означала для Бунина конец исторической России, ее культуры, веками установившихся духовных традиций. С точки зрения Бунина, в революции выплеснулись наружу все худшие национальные черты русского человека. Идея народа-богоносца (Достоевский) Бунину была глубоко чужда; ужасы революции как бы наглядно подтверждали его взгляд на темные стороны в русской душе, которые он начал исследовать в «Деревне». Революция в понимании Бунина - некая тайная злая сила, стремящаяся осмыслить по-своему народный бунт и направить его к неведомой и страшной цели. Этот круг мыслей и чувствований писателя отразился в дневнике Бунина революционных лет «Окаянные дни».
В эмиграции Буниным написаны десять новых книг прозы, среди них особенно выделяются роман «Жизнь Арсеньева» (1930) и сборник «Темные аллеи» (1943), целиком посвященный теме любви. По свидетельству В.Н. Буниной, сам автор «считал эту книгу самой совершенной по мастерству».
«Жизнь Арсеньева» - самое крупное произведение Бунина; в этой, по словам В. Ходасевича, «вымышленной автобиографии», ведущие философско-эмоциональные лейтмотивы бунинской прозы даны в своеобразной ретроспективе. Герой произведения, Алексей Арсеньев, воссоздает в памяти свое прошлое - детство, юность; за этими картинами частной жизни героя встает образ России - «навсегда погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок». Основой произведения становится восприятие жизни юношей и восприятие этого восприятия уже зрелым Арсеньевым, вспоминающим свою жизнь. В этом Бунин оказался близок к художникам западноевропейского модернизма - М. Прусту, Р. Музилю, В. Вулф, отчасти Дж. Джойсу. Бунин пришел к подобному принципу повествования самостоятельно; когда он в 1927-1933 годах работал над «Жизнью Арсеньева», эпопея М. Пруста «В поисках утраченного времени» ему была еще неизвестна. Нобелевская премия, которую Бунин получил в 1933 г. во многом была обязана книге «Жизнь Арсеньева».
«Бунин сумел рассказать мастерски о связи природы и красоты, - писал о Бунине его младший современник, писатель-эмигрант М.А. Алданов. - Бунину дано волшебно обращать в красоту все, вплоть до осенней грязи».
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |