История русской литературы. Ч. 2
1910 год в истории символизма отмечен кризисными явлениями. Все громче заявляют о себе новые художественные явления в культуре русского модернизма; однако все позднейшие литературные течения, не исключая футуризм, восходят к символизму. Символизм остается главной художественной (не только поэтической) школой в русской культуре «серебряного века»; все остальные школы, по сути дела, либо продолжали, либо опровергали его.
Символизм принес в литературу возрождение поэзии и решительное обновление ее художественной образности. Русская поэзия XX в. явила миру ряд крупнейших поэтических индивидуальностей, начиная с Иннокентия Анненского и кончая знаменитой четверкой - А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштамом, Б.Л. Пастернаком, М.И. Цветаевой. Начало было заложено в творчестве символистов, открывших новую музыкальную, ассоциативно-образную насыщенность поэзии, метафорическое восприятие мира. Новизна этой поэзии не только ошеломляла, вызывала резкое неприятие, но и завораживала. После символистов многозначность художественного образа, его алогизм, иррациональность (ср. строчки Блока - «Ты, держащая море и сушу, / Неподвижно тонкой рукой») уже не воспринимались как нечто недозволенное. Символисты произвели реформу стиха - они восстановили права оттесненной в прошлое тонической системы стихосложения, корни которой уходят в исконно русскую фольклорную традицию.
2.2. Поэзия акмеистов
Акмеизм (от греч. акме - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - модернистское течение в русской поэзии 1910-х годов.
Акмеизм возник на почве кризиса символистского движения в 1910 г. и как попытка преодолеть этот кризис, найти новые пути в литературе. Организационное оформление акмеизма связано с возникновением в 1911 г. «Цеха поэтов», во главе которого стояли Н.С. Гумилев и С. Городецкий, секретарем была А.А. Ахматова, членами - Г. Адамович, О. Мандельштам, Г. Иванов, М. Зенкевич, В. Нарбут и другие. В 1914 г. «Цех поэтов» прекратил свое существование в связи с внутренним расколом. Второй «Цех поэтов» был организован летом 1916 г. по инициативе Г. Адамовича и Г. Иванова, он просуществовал до 1917 г. Третий «Цех» открылся в конце 1920 г. и закрылся в 1923; в его изданиях печатались О. Мандельштам, А. Ахматова, В. Ходасевич и другие видные поэты уже новой эпохи.
Теоретиками нового литературного движения выступили М.А. Кузмин, формально не принадлежавший к акмеистам, но в чем-то разделявший их искания, Н.С. Гумилев, признанный глава акмеизма, и позднее - О.Э. Мандельштам.
Преемственно связанные с символизмом, акмеисты хотели заново открыть ценность человеческого существования, и если в представлении символистов мир предметных явлений был отблеском внешнего бытия, то акмеисты принимали его как истинную реальность. Восстав против туманностей «леса символов» (О. Мандельштам), поэзия акмеистов тяготела к восстановлению трехмерного мира, его предметности, к конкретно-чувственному восприятию «вещного мира».
Акмеисты нащупали ахиллесову пяту в поэтике символизма, и сделать это им было тем легче, что в конце 1900-х годов символизм старого типа с его проникновением в «миры иные», с его туманными иносказаниями, излюбленными образами и лексикой стал достоянием эпигонской поэзии. «Русский символизм, - писал О. Мандельштам, - так много и громко кричал о «несказанном», что это «несказанное» пошло по рукам, как бумажные деньги». Слово в творчестве поэтов - эпигонов символизма превратилось в расплывчатый и неопределенный образ, лишенный какого-либо художественного содержания.
Подобная метаморфоза слова была заложена как потенциальная опасность в самой поэтике символизма, видевшей в слове только мистический знак, намек на «идеальный мир». Акмеисты выступили за возвращение слову его изначального, предметного, а не отвлеченного смысла. Однако, отвергая эстетику символизма и религиозно-мистические увлечения его представителей, акмеисты невольно отказывались и от универсальных трагических коллизий символизма, от широкого видения мира.
Надо отметить при этом, что творческая практика поэтов-акмеистов была значительно шире провозглашенных ими теоретических лозунгов и нередко их опровергала. Акмеисты были преемственно связаны с символистским движением, и сами сознавали эту преемственность. «Символизм был достойным отцом», - утверждал Н.С. Гумилев.
2.3. Поэзия футуристов
Футуризм (от лат. futurum - будущее) - одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX в., получившее наибольшее развитие в Италии и России. Полный разрыв с традиционной культурой был впервые продекларирован в «Манифесте футуризма» итальянца Ф. Маринетти. Русский футуризм возник в 1910-1911 гг. независимо от итальянского и, как самобытное художественное движение, имел с ним мало общего. Его история складывалась из сложного взаимодействия и борьбы трех основных группировок: Тилея» (кубофутуристы) - Д.Д. и Н.Д. Бурлюки, В.В. Каменский, Е.Г. Гуро, В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых; «Ассоциация эгофутуристов» - И. Северянин, И.В. Игнатьев и др.; «Центрифуга» - С.П. Бобров, Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев. Самой ранней и наиболее радикальной была Тилея», участники которой в многочисленных сборниках («Садок судей», 1910; «Пощечина общественному вкусу», 1912; «Дохлая луна», 1913 и др.) и выступлениях, часто с представителями других группировок, преимущественно и определяли «лицо футуризма».
В «Пощечине общественного вкуса» футуристы провозглашали революцию формы, независимой от содержания. Призыв к революции формы вытекал из первого и главного постулата футуристов - об искусстве как жизнетворчестве, о субъективной воле художника как решающем и главном двигателе истории человечества. Общей основой движения было стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». Художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный», как утверждал художник К. Малевич. Утверждение примата творчества и «вторичности» самой действительности, отрицание прошлой и настоящей культуры во имя будущего, заново творимого поэтом, защита права на создание новой поэзии и нового языка - таковы в самой общей форме идеи футуризма.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |