Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

1. РЕАЛИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ 1890-1907 ГГ. (ПОЗДНИЙ Л.Н. ТОЛСТОЙ, А.П. ЧЕХОВ; ПИСАТЕЛИ-«ЗНАНЬЕВЦЫ»)

Реализм в русской литературе принадлежит к нестареющим и вечным явлениям, и в конце XIX - начале XX вв. в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова он переживает мощный взлет. Толстой, переживая в личной жизни и в творчестве глубокий кризис, в то же время становится для своих современников как бы залогом великого нравственного обновления и вечной культуры; слова Чехова «Вот умрет Толстой - и все пойдет к черту» (по воспоминаниям И. Бунина) выражали тайное опасение всей русской мыслящей интеллигенции. Поздний Толстой не уставал поражать современников мощью творческого дара. Насыщая произведения публицистикой, Толстой добирается до самого корня, до самых основ, высказывает все до конца («Воскресение», «Отец Сергий», «Дьявол»). В психологическом анализе, напротив, он часто не досказывал, стремясь к тому, чтобы читатель сам воссоздал недосказанное. Чехов также обращается к творческой активности читающего, но обращается по-своему. Чехову важно было точно передать увиденное и услышанное, создать яркий художественный образ, предоставляя читателям оценку его. Толстой же искал возможность привлечь читателя не только к творческому процессу, но и заставить читателя разделить его (толстовскую) точку зрения на происходящее, его взгляд на добро и зло, поддержать его суд над персонажами и событиями.

В период конца XIX - XX вв. в русскую литературу входит группа молодых писателей, продолжающих высокие традиции классического реализма. Это В.Г. Короленко, А.И. Куприн, М. Горький, И.А. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев, В. Вересаев, Л. Андреев. В произведениях этих писателей своеобразно отразилось взаимодействие реалистического метода с новыми веяниями эпохи. Светлый и ясный талант В.Г. Короленко отличался тяготением к романтическим мотивам, сюжетам, образам. Проза и драматургия Леонида Андреева чем дальше, тем больше испытывала на себе влияние экспрессионистской поэтики. Лирическая проза Б. Зайцева, его бессюжетные миниатюры давали повод критикам говорить об импрессионистских чертах в его творческом методе. Известность И.А. Бунину принесла в первую очередь его повесть «Деревня», в которой он дал жесткое изображение современной народной жизни, резко полемизируя с поэтизацией крестьянства, идущей от тургеневской традиции. В то же время метафорическая образность бунинской прозы, ассоциативная связь деталей и мотивов сближают ее с поэтикой символизма. Раннее творчество М. Горького связано с романтической традицией. Раскрывая быт России, остро драматичное духовное состояние современного человека, Горький создавал картину жизни, общую с Куприным, Буниным, Ремизовым, Сергеевым-Цынским. Не случайно Андреев, Бунин, Вересаев, Куприн, Горький с одинаковым увлечением посещали организованное на рубеже веков Н. Телешовым московское литературное объединение «Среды». В этом же кругу Горький нашел дорогих для себя авторов, когда в 1902 г. стал одним из организаторов издательского товарищества «Знание», ас 1904 г. начал выпускать коллективные сборники прозы и поэзии. В центре творчества писателей-знаньевцев стояла тема напряженного сопротивления человека окружающему его социальному злу, тема пробуждения сознания, становления личности. В девятнадцати сборниках «Знания», появившихся в 1904-1907 гг., сотрудничали Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, С. Гусев-Оренбургский, А. Куприн, А. Серафимович, М. Горький и другие.

2. МОДЕРНИСТИЧЕСКИЕ И АВАНГАРДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Слово «модернизм» происходит от франц. moderne - «новейший». Эстетика реализма подразумевала отражение окружающей действительности в произведениях художника в ее типических чертах; эстетика модернизма на первый план выдвинула творящую волю художника, возможность создания множества субъективных интерпретаций бытия. Субъективистские тенденции модернистской эстетики нашли свое предельно резкое выражение в авангардизме. Авангардизм - есть частное и крайнее проявление модернистской культуры; девизом авангарда могли бы стать слова Пабло Пикассо: «Я изображаю мир не таким, как его вижу, а таким, каким его мыслю». Авангардисты считали, что жизненный материал может быть деформирован художником до основания. Авангардистское искусство подразумевало в первую очередь принципиальный разрыв с традициями XIX в. Авангардизм в русской культуре отразился в поэзии футуристов и в аналогичных исканиях в области живописи (К.Малевич, Н.Гончарова) и театра (В.Мейерхольд).

2.1. Декадентство. Старшие и младшие символисты

Декаданс, декадентство - первое проявление модернистской культуры в конце XIX - начале XX вв. С декадентством обычно связывают творчество старших символистов, противопоставляя их младшим. В европейской культуре декадентство возникло в 80-90-е годы XIX в., которые неслучайно вошли в историю мирового искусства под названием «конец века» - «fin de siucle» (термин возник во Франции). «Конец века» часто отождествляли с декадансом, видя в нем прежде всего упадок, духовное разложение, утрату нравственных критериев у образованной части общества перед лицом социальных невзгод и катастроф. Декадентство в русской культуре являлось прежде всего реакцией на «упадок» литературы позднего народничества и следствием глубокого разочарования интеллигенции в революционной идеологии народничества. Как певцы упадочной эпохи, декаденты видели свою миссию в первую очередь в том, чтобы предельно точно зафиксировать характерные признаки сумеречной эпохи: душевную опустошенность, страх перед жизнью, чувство полной потерянности во враждебном мире. Но одновременно декаденты выступали в роли творцов новых этических и эстетических ценностей. В декадентстве есть черты аморализма и безудержного индивидуализма; однако тот же самый индивидуализм послужил многим декадентам как бы опорой в их утверждении самоценности искусства; проповедуя его независимость от жизни, они отталкивались от утилитарных принципов демократической критики 1860-х годов.

Символизм впервые был осознан как новое литературное направление в уже упоминавшейся статье Д.С. Мережковского 1893 г. Им были провозглашены три основных элемента русской литературы: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Слово-символ рассматривалось как знак, с помощью которого художник постигал «мистическое содержание». Художник должен был стремиться не к отображению явлений реального мира, а к интуитивному познанию «высшей реальности, сверхвременной идеальной сущности мира». К 1894-1900 годам относится создание школы символистов. В 1894-95 гг. появляются сборники «Русские символисты» (в трех выпусках, под редакцией В.Я. Брюсова, затем следует выход первых книг Ф. Сологуба («Тени», 1896), К.Д. Бальмонта («Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина», 1894-1898). Брюсов, Бальмонт, Сологуб принадлежали к поколению «старших» символистов. Декадентские настроения в их творчестве отразились в пессимистическом восприятии мира как тюрьмы (Гиппиус, Сологуб), в самообожествлении «Я» (Брюсов), мотивах одиночества, неверии в жизнь и собственные силы. В творчестве старших символистов отчетливо заявляет о себе апокалипсическая тема, связанная с изображением города. Такова книга В. Брюсова «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), оказавшая огромное воздействие на урбанистическую лирику А.А. Блока. Особую популярность среди поэтов-символистов приобрел К.Д. Бальмонт, в основе поэтики которого лежал принцип звукового символизма. «Младшие символисты»: А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов, С. Соловьев, Эллис (Л.Л. Кобылинский) - пришли в литературу в начале XX в. и выступили как приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Вл. Соловьева. Младшие символисты пытались преодолеть крайний субъективизм и индивидуализм творчества старших. Если, по мысли Брюсова и Бальмонта, поэт - это прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей, то А. Белый и Вяч. Иванов выступают в защиту теургии - т.е. преображения мира по законам искусства, в защиту соединения творчества и религии, искусства и мистики. Вглядываясь в окружающую жизнь в поисках таинственных знаков, многие символисты (и в первую очередь - Блок) интуитивно чувствовали тектонические процессы внутри русской культуры, русского общества, всего человечества в целом. Предчувствие грядущей катастрофы буквально пронизывает всю лирику зрелого Блока и А. Белого. Книга «Золото в лазури» А.Белого проникнута ожиданием апокалипсических сроков; в книгах же «Пепел» и «Урна» (1909) эти ожидания сменяются трагическими картинами гибнущей России. А в цикле «Город» из книги «Пепел» появляется признак революции - красное домино, зловещий знак надвигающейся катастрофы.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика