История русской литературы. Ч. 2
В пьесе «Вишневый сад» Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. В «Вишневом саду» герои оказываются жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин - такой же заложник времени, как и пассивный Гаев. Интриги в пьесе нет, как и нет противопоставления героев или группы героев друг другу, что образует обычно конфликт в дочеховской драматургии. «Вишневый сад» строится не на противопоставлении, а на единстве, на общности всех персонажей. Событие, о котором говорят - продажа имения на торгах, происходит за сценой. При видимом отсутствии традиционного внешнего действия - богатое, непрерывное и напряженное действие внутреннее, которое происходит в сознании персонажей. В «Вишневом саду» - Чехов упорно называл его комедией - осуществлены особые принципы соединения драматического и комического. В «Вишневом саду» комичны не отдельные персонажи: Шарлотта, Епиходов, Варя. Непониманием друг друга, разнообразием мнений, алогизмом умозаключений, репликами и ответами невпопад - подобными несовершенствами мышления и поведения, дающими возможность комического представления, наделены все герои. При этом Чехов щедр в искусстве индивидуализации: Раневская, Гаев, Петя Трофимов, Фирс Епиходов - все наделены особыми чертами, и каждый исповедует свою собственную правду, не слушая других. Чехов не осуждает никого из героев: ни Раневскую с ее «Я ниже любви», ни Гаева с его детским эгоизмом, ни Петю, вечного «облезлого студента». Исключение составляет разве что лакей Яша с его комплексом наглого завоевателя. Непоколебимо стоять на своем, не замечая сходства с остальными - это, по Чехову, ничем не устранимая особенность человеческого бытия. Особое место среди персонажей занимает Лопахин.
Чехов создал нетрадиционный для русской литературы образ купца. Делец, и очень удачливый, Лопахин при этом - человек «с душой артиста». Ирония жизни заключается в том, что Лопахин, искренне стремясь спасти сад для Раневской, в конце же «нечаянно» завладевает им сам. Однако в конце пьесы Лопахин, достигнув успеха, вовсе не выглядит победителем. Все содержание «Вишневого сада» подкрепляет слова этого героя о «нескладной, несчастливой жизни», которая «знай себе проходит». В самом деле, человек, который один способен по-настоящему оценить, что такое вишневый сад, вынужден своими руками губить его (иного выхода нет). С беспощадной трезвостью показывает Чехов в «Вишневом саде» фатальное расхождение между личными хорошими качествами человека, субъективно добрыми его намерениями и результатами его социальной деятельности. Именно с Лопахиным входит в пьесу одна из давних и основных тем творчества Чехова: враждебность, алогизм, непосильная сложность, непонятность жизни для обыкновенного среднего человека, кем бы он ни был.
«Отдаленный, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный», стук топора, возвещающий о гибели сада, как и сам образ вишневого сада воспринимались и современниками Чехова как глубокие, емкие символы.
II. Литература рубежа веков и предоктябрьских лет
Русская литература конца XIX - начала XX вв. (1893 -1917) -довольно короткий, но очень важный, самостоятельный по своему значению период в истории отечественной словесности. В Октябре 1917 года русская культура претерпела трагический катаклизм. Небывалой напряженностью, противоречивостью, столкновением самых различных художественных тенденций характеризуется литературный процесс того времени. Не только в России, но и во всей мировой культуре формируется новая модернистская эстетика, которая резко противопоставила свою философско-художественную программу, свое новое мироощущение эстетике прошлого, включавшей в себя по существу все классическое наследие мировой культуры.
Отличительная черта культуры 1-ой четверти XX века - небывалый с пушкинских времен расцвет поэзии, и прежде всего - лирической поэзии, выработка совершенно нового поэтического языка, новой художественной образности. Само понятие «серебряного века» обязано своим возникновением новому взлету поэтического искусства. Этот взлет - непосредственно следствие общего процесса, связанного с поиском более емких средств художественной выразительности. Литературе начала века в целом свойственна стихия лиризма. На рубеже веков лиризм становится одним из действенных средств раскрытия миропонимания автора и изображаемого им человека нового времени. Расцвет поэзии в этот период - естественное следствие глубинных процессов в истории русской литературы и культуры, он связан прежде всего с модернизмом как ведущим художественным направлением эпохи.
В отличие от других европейских литератур в конце XIX в. перед русской литературой стояла проблема отношения к историческому опыту народничества. Народничество в последние два десятилетия XIX в. изжило себя. Марксизм в России возник как противоположность народничеству и альтернатива ему; вместе с тем марксистская критика являлась естественным развитием принципов революционно-демократической критики с ее утилитарным подходом к литературе, с требованием подчинения литературы общественным потребностям современности. Статья В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) с тезисом о том, что литературное дело должно быть частью общепролетарского дела - вытекала из принципов, провозглашенных «реальной критикой» и доведенных до логического конца. Статья вызвала резкую отповедь в литературной и философской мысли России начала XX в.; оппонентами Ленина выступили Д. Мережковский, Д. Философов, Н. Бердяев, В. Брюсов, который одним из первых отреагировал статьей «Свобода слова», появившейся тогда же в ноябре 1905 г. в журнале «Весы». В. Брюсов защищал уже сложившиеся в декадентской среде убеждения об автономности литературы как искусства слова и свободе художественного творчества.
Литература рубежа веков вступала в тесные взаимоотношения с религией, философией, другими видами искусства, тоже переживавшими в тот период ренессанс: с живописью, театром, музыкой. Недаром идея синтеза искусств занимала умы поэтов и художников, композиторов и философов. Таковы наиболее общие тенденции развития литературы и культуры конца XIX - начала XX вв.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |