Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

В «Анне Карениной» нет разлива «диалектики души» как в «Войне и мире», зато есть образы-символы, которые не опираются на готовую литературную традицию, а создаются самим Толстым на основе психологического материала и используются как сюжетный прием. Явно метафорический характер имеет описание вьюги во время встречи Анны с Вронским. Своего рода аллегорией является образ грязного мужика, который работает над железом - он появляется впервые как кошмар Анны, проходит через роман и сопровождает трагическую развязку финала. Описание самоубийства Анны заканчивается словами: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя, и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла». Толстой ориентируется в «Анне Карениной» на метод философской лирики (Фет, Тютчев), усваивая ее импрессионизм и символику. Это воздействие поэзии на прозу готовит будущее движение от реализма к символизму.

Завершая «Анну Каренину», Толстой подошел к тому духовному кризису, о котором он рассказал в «Исповеди» (1879-1881 гг.). В основе «Исповеди» - резкое и безоговорочное отрицание всех современных общественных порядков с позиций патриархального крестьянства, отказ от методов революционного и какого бы то ни было насилия, теория «непротивления злу насилием», путь к вере как единственно возможный путь спасения личности. Одновременно с «Исповедью» Толстой создает серию публицистических статей, в которых подвергает острой критике основные догматы православной веры, официальную церковь, искажавшую первоначальный смысл христианского учения. Толстой напряженно размышляет о сущности и задачах искусства; впоследствии эти размышления оформятся в программный трактат «Что такое искусство?» (1897-98), в котором Толстой подвергает критике как свое собственное творчество, так и творчество большинства мастеров мировой и русской культуры, поскольку оно не отвечает задачам подлинного, религиозно-нравственного искусства, чуждо народу и не дает «знания различия между добром и злом».

После перелома, в 1880-х годах Толстой ищет новые формы в словесном искусстве, которые могли бы прямо выражать его (авторское) отношение к жизни. Он обращается к народным рассказам, в которых прямо отвечает на такие «первоосновные вопросы», как «Чем люди живы?» или «Много ли человеку земли надо?» Они откровенно публицистичны, близки прямому поучению и морализированию.

Однако Толстой продолжал писать и в прежней своей, «необщедоступной», как он сам ее называл, манере. К таким произведениям принадлежат повести «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Крейцерова соната» (1889), «Холстомер» (1890), в которых нравственная проблематика тесно переплетается с социальной. В 1889 г. выходит в свет роман Л.Н.Толстого «Воскресение» - последний роман писателя и один из последних романов XIX в., итоговый роман для своего столетия. Роман начинается обвиняющим и в то же время величавым зачином. Толстой, словно возвращаясь к своей старой манере, обрушивает на читателя сложно построенную, длинную фразу, упорно повторяя, как гвозди заколачивая: «как ни старались люди... изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц - весна была весною даже в городе...».

С самого начала Толстой обнажает ложные, исковерканные основы современного жизнеустройства, поскольку они противоречат природе и человеческому естеству. Толстой обвиняет - и в то же время утверждает, что живая жизнь пробьется сквозь мертвечину современного общественного порядка. Никогда еще в русской литературе не было создано столь резкого обличения буржуазного правосудия, всех бюрократических учреждений, церкви, синода, богослужения в тюрьме, изображенных с громадной сатирической силой. Однако параллельно сатирическому сюжету в романе развивается другой, связанный с воскрешением живого начала в жизни. Роман называется «Воскресение», его название символично. Это и воскрешение живой души Катюши Масловой, прошедшей через все унижения поруганной любви, суда, каторги; это и история нравственного обновления Нехлюдова, когда-то соблазнившего Катюшу, и прошедшего свой крестный путь - от сознания ужаса содеянного до осознания ненормальности окружающего мира, до обращения к нравственному идеалу, воплощенному в Евангелии.

В последний период творчества Толстого, на рубеже XIX-XX вв. основная энергия писателя уходила на создание публицистических статей, которые неизменно находили отклик в России и во всем мире. Он не переставал заниматься и художественной литературой, хотя некоторые его произведения остались незавершенными. Толстой считал, что художественное творчество вообще не отвечает задачам настоящего времени.

В произведениях, над которыми Толстой работал на рубеже веков, на первом плане - нравственная ответственность человека, необходимость противодействовать разлагающему влиянию среды («Отец Сергий» (1890-1898), «Живой труп» (1900), «Хаджи-Мурат» (1896-1904), рассказы «После бала», «За что?» и др.).

Вопреки философии непротивления Толстой прославил в «Хаджи-Мурате» мужество борьбы и любви к жизни. Жемчужиной не только толстовской, но и русской драматургии является пьеса «Живой труп». Если считать толстовство моральной доктриной, то «Живой труп» не просто нетолстовская, но и антитолстовская драма. Главный герой, Федя Протасов, к которому испытывает явную симпатию автор, пьет, гуляет, опускается, находит утоление своей печали у трактирных цыган и наконец кончает жизнь самоубийством. Все грехи против идеала «нравственного усовершенствования» - а вместе с тем для Толстого это «очень русский тип» и «отличной души человек». Самоубийство героя трактуется не как жертва Феди, не как его протест, а как желание вырваться из клетки и обрести полную свободу - хотя бы ценой собственной жизни.

Влияние Льва Толстого и на современную ему литературу, и на литературу XX в. - русскую и мировую - поистине неисчерпаемо. Как писал Л.М. Леонов, «все в нашей духовной жизни содержит след его творческого наследия».

7.5. А.П. Чехов

Творчество А.П. Чехова (1860-1904) завершает классический период русской литературы. Но он не только завершитель старой литературной традиции. В русской и мировой культуре Чехов открыл такие горизонты, что без его творчества немыслимо все дальнейшее развитие искусства XX в. Чехов - один из самых дерзких художников-новаторов в истории литературы; то, что он сделал в области малых прозаических жанров и особенно в области драматургии - иначе как революцией не назовешь. По сути дела, он создал новый жанр; художественная емкость его малых форм - повести, рассказа - такова, что позволяла в рамках малого повествовательного жанра воссоздать целую человеческую жизнь, дать огромное символическое обобщение, затронуть вечные, философские вопросы. Тот переворот, который Чехов совершил в литературе, не сразу был осознан современной ему критикой и читателями. Критика нередко упрекала писателя в бесстрастии, безразличии, безыдейности, принимая за безыдейность предельную объективность чеховского художественного мировидения. Ему нередко отказывали в глубине содержания, особенно по сравнению с его гениальными современниками: Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским. Здесь напрашивается невольная параллель, которую впервые провел тот же Толстой. Известны его слова: «Чехов - это Пушкин в прозе... Он, как и Пушкин, двинул вперед форму». Но далее Толстой продолжает: «Содержания, же, как у Пушкина, нет». Не надо забывать, что эти слова принадлежат позднему Толстому, который считал отсутствие учительства, «указующего перста» противоречием истинному искусству. А Чехов, по словам Толстого, обладая «способностью художественного прозрения», «не может учить».

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика