Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

Русская литературная критика, как и русская литература, была оппозиционна по своей идеологической направленности ко всем формам насилия, но идея революционного протеста оказалось свойственна лишь самым радикально настроенным представителям критики XIX в., для которых литературная деятельность являлась лишь частью их политической борьбы. Для русской литературы революционно-демократическая критика не являлась главным авторитетом даже в 60-е годы XIX века, в один из самых революционно острых периодов отечественной истории. Несомненно, она обладала огромной силой общественного влияния, прежде всего, на молодое поколение 60-х годов, и ее отрицательная, «разрушительная» программа, низвержение отживших форм общественного устройства, были полезны на конкретном этапе исторического развития, сыграв свою роль в подготовке реформ 1861 года. Шестидесятники как бы выполнили в этот момент роль катализатора общественных настроений. Но в их пафосе русские писатели (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев и др.) сразу ощутили нравственный ущерб. Большинство участников литературного процесса 60-х годов остались вне влияния революционно-демократической критики и материалистической эстетики, прислушиваясь к критическим оценкам Дружинина, Боткина, Анненкова, А.П. Григорьева, Н. Страхова.

1870-е годы, продолжая идейные и эстетические традиции 1860-х, представляют собой особый период и в русском общественном движении, и в литературе. В 70-е годы продолжали свою активную литературную деятельность крупнейшие писатели-реалисты, своим творчеством уже определившие общее направление развития русской литературы в пореформенную эпоху - Н.А. Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев и А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Между 70-ми и 60-ми годами существовала определенная преемственная связь. Признание неосуществленности тех надежд, которые возлагались на реформу, вело к поиску прямых контактов с народными массами, с крестьянством. Центральное место в общественном движении и русской общественной мысли 70-х годов занимает народничество, унаследовавшее от шестидесятников идею некапиталистического пути развития России и утопическую веру в сельскую общину как зародыш будущего социалистического общества. Идеология народничества нашла отражение в прозе и очерках писателей «второго ряда», крупнейшим из которых был Г.И. Успенский. Однако в цикле очерков «Из деревенского дневника» (1877-1880) Г. Успенский показал и разложение крестьянской общины, на которую возлагали такие большие надежды народники; этот же писатель едва ли не первый в русской литературе увидел, какая пропасть разделяет интеллигенцию и народ. Народничество как объект художественной критики предстало в творчестве Тургенева («Новь»), Достоевского («Бесы»), в антинигилистическом романе.

Народническая теория формулировалась и в то же время оспаривалась в публицистике и критике 1870-х годов. Журналами народнической ориентации в разное время были «Отечественные записки», «Дело», «Северный вестник», «Русская мысль». Ведущим журналом в 70-е годы становятся «Отечественные записки», возглавляемые с 1868 г. Н.А. Некрасовым и М.Е. Салтыковым-Щедриным. В это десятилетие, по словам Достоевского, искались связи с «русской почвой и русской правдой». Однако именно русская действительность вызывала острейшее недовольство и «русская правда» подчас оказывалась иллюзией, фикцией, ложной идеей. Чуть ли не каждый крупный писатель переживал острую неудовлетворенность как общим состоянием литературы, так и собственным творчеством. В сущности, и для Толстого, и для Тургенева, и для Достоевского 70-е годы - переломное время, период внутреннего кризиса, поиска «новой манеры» и даже нового мировоззрения.

В начале двух последних десятилетий века стоит знаменательное событие - Пушкинские торжества в июне 1880 года, посвященные открытию в Москве памятника поэту. В речах литераторов, выступавших на празднике, имя Пушкина звучало не только как символ былого величия русской культуры. В нем по-прежнему видели «наше все», как сказал о Пушкине Аполлон Григорьев, - символ цельности и неисчерпаемости сил национального духа. Апогеем праздника стала глубокая по нравственной и исторической идее речь Достоевского, говорившего о необходимости обратиться к народной правде, о великой судьбе, ожидающей Россию, о «всемирной отзывчивости русского человека».

Энтузиазм, охвативший всех в эти дни, казалось, свидетельствовал о том, что существует общая во всей русской литературе мысль, есть общее направление. Однако ощущение единства, общего дела не было ни широким, ни прочным. Прежняя вера в народ, в «почву», в надежное основание для убеждений и творческой деятельности была подорвана в сознании значительной части интеллигенции и уступала место разочарованию, общественному равнодушию.

Об основных тенденциях литературно-общественного развития 1880-х гг. см. раздел «Русская литература на распутье: 1880-е годы».

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика