История русской литературы. Ч. 2
«Войну и мир» читают более 100 лет и будут читать, пока существует человечество. Героем романа Толстого поистине стала сама жизнь, воспринятая в духе оптимистического пантеизма: ее неторопливый ход, ее радости и горе, победы и неудачи, торжество вечного ее обновления. Внимание Толстого приковано к простым и вечным проявлениям жизни, к таким возвышающимся над бытом моментам, как рождение, любовь, смерть. Все эти события в изображении писателя - величие таинства, проявление самой жизненной стихии - здесь-то и отступают в тень сословные, имущественные, родовые привилегии. «Стихийность», защищаемая Толстым, как исконное доброе свойство души и чувств, сказались и в психологическом строе романа, и в изображении частных лиц. «Стихийное» - главная прелесть Наташи Ростовой: ее искренность, близость к природе, родной почве. Толстой считал важнейшим психологическим «узлом» романа порыв страсти Наташи к Анатолю Курагину. И не от того лишь, что героиня получает нелегкий жизненный урок. Здесь вырвалась наружу сила жизни - непредсказуемой, иррациональной. Достоевский обнаруживает зло где-то в сердцевине самой жизни, в страстях, натуре человека; у Толстого всякая боль, всякое уродство и искажение выглядит как наносное. Толстой - это величайшие метания духа и огромное здоровье натуры художника. Это радость, как норма бытия (такой представлена жизнь в «Казаках», «Войне и мире»; в «Анне Карениной» все будет иначе).
Война воспринимается Толстым как самое страшное и трагическое противоречие в жизни. Как говорит Андрей Болконский, «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». В то же время «война - страшная необходимость», когда речь идет о защите отечества. И неслучайно любимые толстовские герои способны на искреннее и глубокое патриотическое чувство. На Бородинском поле понимают и разделяют вместе с русскими солдатами «теплоту патриотизма», «общее нравственное чувство» и Андрей Болконский, и Пьер Безухов, которых автор провел через мучительный поиск смысла жизни, смысла своего собственного существования. Подлинным носителем идеи объединения в романе оказывается Кутузов, у которого одна цель с народом -»очистить свою землю от нашествия». Смерть Кутузова наступает эпически-величественно, когда герой исполнил свою миссию до конца и может оставить землю. Война еще не была завершена, но народная война окончена. Возвышенно и бесстрастно звучит голос повествователя: «Представителю народной войны ничего не осталось, кроме смерти. И он умер».
Образ Кутузова - светлый полюс романа; ему противостоит в системе художественных образов «Войны и мира» Наполеон как образ самый темный, как воплощение холодного эгоизма, жестокости войны, готовности ради достижения своих целей жертвовать чужими жизнями. Духовный путь любимых героев Толстого идет через преодоление в себе «наполеоновских черт», к постижению народной, «кутузовской» правды.
Роман «Война и мир», по словам Достоевского, - это «великолепная историческая картина, которая перейдет в потомство и без которого не обойдется потомство».
После окончания «Войны и мира» Толстой вступает в пору сомнений, исканий и борьбы с самим собой. Толстой решает уйти из литературы, писательство объявлено «человеческой слабостью» и даже «дурной страстью». Толстой обращается к педагогике; его волнуют вопросы народного образования; он создает «Азбуку», в которой помещает свои переработки сюжетов классических произведений и маленькие рассказы на самые простые темы. «Азбучные рассказы» оказываются литературными этюдами и упражнениями: Толстой пытается освободиться и от психологического анализа, и от длинных фраз, и от «подробностей». «Дребедени многословной вроде «Войны и мира» я писать больше не буду», - заявляет писатель. Одновременно с «Азбукой» он усиленно думает об истории и начинает писать исторической роман из Петровской эпохи. Толстой уверен: литература в 70-х годах встала на ложный путь и ищет выхода, ищет новых путей не только в своем творчестве, но и в развитии русской литературы в целом.
В 1873-1876 гг. Толстой создает свой новый роман «Анна Каренина» - единственное в мировой литературе XIX в. произведение, соединившее в себе несоединимые вещи: внутреннюю историю страсти и злободневные вопросы общественной жизни, помещичьего хозяйства, науки, философии, искусства. Соединение этого обильного и разнообразного материала сделано без помощи какого-нибудь композиционного приема: роман построен на очень простом и открытом параллелизме двух линий (история страсти Анны и Вронского - история духовных исканий Левина). Здесь нет разлива стихийной и бурлящей жизни, как в «Войне и мире»; изменился и тон повествования - открытый страстный авторский субъективизм романа-эпопеи сменяется почти бесстрастным, объективным изложением событий. Замысел романа Толстого восходит к неоконченным пушкинским прозаическим отрывкам («Гости съезжались на дачу»). Если в 50-е годы пушкинская манера казалась Толстому устаревшей («повести Пушкина голы как-то»), то теперь он явно отходит от психологических «подробностей» и возвращается к сюжету, событиям. Психологизм в «Анне Карениной» приобретает иной характер по сравнению с творчеством Толстого 1850-1860-х годов.
В чем смысл романа «Анна Каренина»? Насколько выражает его главную идею эпиграф «Мне отмщение и Аз воздам?» Центральная проблема романа - отношение к жизни, к действительности, проблема поведения и связанная с ней проблема виновности. Персонажи «Анны Карениной» располагаются по своего рода нравственной лестнице - внизу стоят Стива Облонский, Бетси Тверская и пр. - светское дно, обитатели которого не знают никаких нравственных законов, живут вне этики и морали. Над ними поднимаются Анна и Вронский, потому что они, захваченные подлинной страстью, возвысились над миром лицемерия, лжи и пустоты, вступили в область глубоких человеческих чувств. И именно поэтому они подлежат собственному моральному суду. Анна погибает не от внешних причин - не от того, что общество ее осуждает, а муж не дает развода, но от самой страсти, превратившейся в борьбу, в «поединок роковой» (Тютчев). Смысловой акцент в эпиграфе падает на слова «мне» и «аз», а не на «отмщение» и «воздам». Людскому суду ни Анна, ни даже Вронский, не подлежат; но суд Божий - это их собственный моральный суд над самими собой. Линии Анны и Вронского противостоит линия Левина; в своих мучительных поисках истины он тоже доходит до мысли о самоубийстве; однако его спасает то, что он живет всей полнотой жизни и стремится к осуществлению нравственного закона.
2008-09-20 14:21:11 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 |