Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

Толстой блистательно вступил в литературу с первого же своего произведения - начальной части автобиографической трилогии «Детство» (1852 г.). Дебюту предшествовала упорная, кропотливая работа писателя над анализом своего собственного духовного мира, нашедшего отражение в его дневниковых записях 1840-х годов, которые представляют собой своеобразную творческую лабораторию писателя, воплощают диалектику его души.

«Детство», «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) - это не автобиография в прямом смысле слова, не личные воспоминания. Для Толстого важно было подчеркнуть всеобщность, а не единичность изображения, вот почему он так возражал, когда Некрасов в «Современнике» напечатал первую его повесть под названием «История моего детства». Жизненные обстоятельства автора и героя произведения Николеньки Иртеньева, от имени которого ведется повествование, не совпадают. Внутренний же мир Николеньки, действительно, близок Толстому. Автобиографизм заключается не в совпадении деталей, а в сходстве духовного пути автора и героя - очень впечатлительного мальчика, склонного к рефлексии и самоанализу и вместе с тем умеющего наблюдать жизнь и людей. По Толстому, детство есть норма и образец для человечества, потому что ребенок еще непосредственен, он не разумом, а чувством усваивает простые истины, он в состоянии устанавливать естественные отношения между людьми, так как не связан с внешними обстоятельствами знатности, богатства и т.д. Для Толстого важен угол зрения: глазами мальчика, потом подростка и юноши посмотреть на мир, разобраться в нем с позиции «естественного» детского сознания, не испорченного предрассудками среды. Трудность жизненного пути героя трилогии в том, что его свежее мировосприятие искажается, как только он начинает принимать правила и моральные законы общества. В первых частях трилогии позиции автора и героя близки; в «Юности» они расходятся. Николенька, исповедующий идеал светского человека, «комильфо», становится объектом суровой критики. Герой пройдет через различные жизненные испытания, прежде чем он начнет сомневаться в справедливости привычных взглядов и ощутит необходимость и возможность выхода на новый уровень миропонимания.

Так, уже в самом начале художественного пути проявляются важнейшие свойства таланта Толстого: стремление осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм - критерием оценки тут выступает «детскость» (критика не раз отмечала своеобразный «руссоизм» Толстого); беспощадная правдивость, заставляющая показывать в самых близких ему героях смешные, а порой и постыдные недостатки, которые герои сами сознают и с которыми пытаются бороться; следование идее нравственного совершенствования в сочетании с пристальным вниманием к психическим переживаниям, «внутренней механике души».

Годы, проведенные Толстым на Кавказе во время военных действий, а также участие в Крымской войне, дали ему богатый материал для новых произведений: рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856), а также цикла «Севастопольские рассказы». Эти произведения стали необходимым этапом на пути Толстого к созданию «Войны и мира». Толстой отказывается от возвышенно-романтических традиций в освещении военной темы, рисует войну в крови и страданиях: противопоставляет жестоким картинам военных сражений картины природы, которая всегда душит «примирительной красотой и силой». Новый взгляд на войну, как на тяжелую работу, лишенную ореола красивости, восприятие ее с точки зрения простых солдат явилось художественным открытием Толстого.

В середине 1850-х годов уже признанным писателем Толстой приехал в Петербург. Он сотрудничает в некрасовском «Современнике» в течение последующих семи лет; по своей эстетической позиции он ближе к защитникам «чистого искусства» (А.В. Дружинину, В.П. Боткину, П.В. Анненкову). В то же время он стремится найти свой собственный путь в литературе, не присоединяясь ни к либералам, ни к демократам, ни к славянофилам.

Новые произведения Толстого - «Утро помещика» (1856), «Люцерн» (1857), «Казаки» (1852-1863) запечатлевают разные варианты искания героев, переступивших порог юности; генетически они связаны с автобиографической трилогией. Утверждение идеала простой, естественной жизни, единства человека и природы лежит в основе рассказа Толстого «Три смерти» (1858). Толстой поэтизирует преимущественно стихийные и бессознательные начала. Прекрасно и мудро все естественное, связанное с природой. Ложно и безобразно то, что нарушает эти законы, что искусственно и далеко от простых, «первобытных чувств». На столкновении этих противоположных принципов построена повесть «Казаки». В основе ее лежит типичный романтический («руссоистский») сюжет: герой (молодой помещик Оленин) ищет спасения в необычной для него патриархальной, естественной среде. Однако этот сюжет разрабатывается по законам реалистического искусства. Оленин для казачки Марьяны, для дяди Ерошки, который изображается как олицетворение народной мудрости, остается человеком чужой культуры, хотя Оленин готов признать превосходство жизни простых казаков над жизнью дворянского общества. Вместе с тем Толстой далек и от идеализации казачьей жизни. Да и Оленин не может отрешиться от органической для него потребности в постоянном самоанализе, сложной «моральной механике», неприемлемых в казачьем мире. Однако сила изображения вольной казачьей жизни в ее стихийном течении такова, что повесть Толстого воспринимается в первую очередь как гимн природной, естественной жизни.

Много лет спустя А.И. Куприн в рассказе «Анафема» создаст образ попа, настолько захваченного красотой толстовской повести, что вместо того, чтобы проклясть писателя, отлученного от церкви, неожиданно для самого себя возгласит: «Болярину Льву Николаевичу Толстому... мно-о-гие лета!» Проклясть Марьяну? Проклясть Ерошку? - у него язык не поворачивается.

В 1863-1869 годах Толстой работает над «Войной и миром» - произведением, неисчерпаемым по своему содержанию. В «Войне и мире» «я любил мысль народную», - скажет впоследствии Толстой. «Война и мир» - роман исторический, герои которого, подлинные и вымышленные - участники исторических событий 1805-1813 годов; «Война и мир» - семейная хроника, поскольку в ней важное место занимает изображение жизни нескольких семейств - Болконских, Ростовых, Курагиных, Безуховых. Сам Толстой отказывался от жанрового определения, называя «Войну и мир» просто «книгой». «В «Войне и мире» есть романное содержание: рассказ о лучших представителях дворянской интеллигенции, о ее духовных исканиях. И в это же время в книге ярко выражено эпическое начало - дана история народа, образ единства русской нации в переломный момент развития России. Соотнесенность этих двух начал - романического (герой) и эпического (народ) - дает основание современным исследователям определить жанр «Войны и мира» как романа-эпопеи.

Заглавие романа удивительно образно и широко передает его смысл. «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому всегда должны стремиться люди. «Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, но и разъединение людей, их вражда. Параллели и сопоставления сцен «мирной» и «военной» жизни проходят через весь роман Толстого.

В пору работы над «Войной и миром» Толстой с некоторым даже запалом писал П.Д. Боборыкину: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика