Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

Годы 1860-1866 во всех отношениях переломные для Достоевского. Именно в это время окончательно сложились его принципы «новой веры» и были сформулированы основные идеи, разработке которых он посвятил два десятилетия своей жизни. В 1861 году в журнале «Время» был опубликован роман Достоевского «Униженные и оскорбленные», гуманистический пафос которого высоко оценил Н.А. Добролюбов в статье «Забитые люди», представляющей собой первый обстоятельный разбор творческого пути Достоевского в русской критике. В повести «Записки из подполья» (1863-1864), открыто противопоставленной идеологии романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», Достоевский раскрывает психологию гордого индивидуалиста (Парадоксалиста) с его изломанным, «подпольным сознанием». Сложнейшие интеллектуальные искания героя «Записок», его духовное потрясение, трагическое ощущение оторванности от простых истин и добра - все это подводило Достоевского его центральному произведению - роману «Преступление и наказание» (1866). Это первый социально-философский роман Достоевского, где поставлены вопросы, от решения которых, по мнению писателя, зависели судьбы России: о возможности восстановления и воскрешения человека, потерявшего себя в условиях власти чистогана, о распространении анархических теорий, в условиях всеобщего распада и утраты нравственных принципов. В центре романа стоит герой-идеолог, запутавшийся в мучительных противоречиях жизни и ищущий из них выхода. Главный герой, бывший студент Родион Раскольников, совершает убийство - намеренное (старухи-процентщицы) и ненамеренное (кроткой, почти юродивой Лизаветы) под влиянием выработанной им теории о праве необыкновенного человека «переступать» через некоторые препятствия. «Тварь я дрожащая или право имею?» - так формулирует свою дилемму герой. Право называться человеком - вот какое право прежде всего отстаивает Раскольников такой страшной ценой.

Достоевский - великий психолог и социальный аналитик - показывает, какие причины побудили Раскольникова на практике проверить свою теорию. Раскольникова гнетет не столько собственная бедность, сколько всеобщая несправедливость, горе вселенское. Трагедия личности раскрывается в романе как трагедия общества, в котором «некуда пойти человеку». Три эпизода романа предельно обнажают перед Раскольниковым меру страданий человечества и, воспринятые как личное оскорбление, толкают его на решительный шаг. Это эпизод с исповедью отставного чиновника Мармеладова, рассказывающего о трагической участи его семьи, и в первую очередь, его дочери Сони, это письмо матери с сообщением о будущем замужестве - самопожертвование Дуни, это встреча на бульваре с бездомной девушкой. Участь Сони, принесшей себя в жертву ради спасения семьи, принимает в глазах Раскольникова символическое значение: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, пока мир стоит!» Раскольников не может смириться с мыслью, что судьба человека - унижение и боль. Он судит ненормальный мир, в котором разрушены все связи, где герои лишь жертвы несправедливости. Раз этот мир неверно устроен, то он беззаконен и в нем возможно все - все дозволено.

Однако преступление, совершенное Раскольниковым в защиту «вечных Сонечек», отгородило его от тех, кому он сострадал. Пролитие крови несет с собой полнейшую изоляцию героя от тех, кого он любит, сближает его со Свидригайловым; оно несет ему невыносимые нравственные муки. Достоевский всем ходом романа показывает: человек, переступивший заповедь «Не убий», теряет собственную душу, убивает самого себя. Однако Достоевский глубоко верил в искупительную силу страдания: в страдании сгорает зло. Это одна из самых заветных мыслей Достоевского. Убивая другого человека, человек убивает самого себя - это и мучает Раскольникова больше всего. Для того, чтобы вновь обрести себя, Раскольников должен вернуться к истинным, вечным ценностям. Когда Раскольников мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и уж этим облегчить его страдание, появляется Соня Мармеладова. В образе Сони Достоевский воплощает свою излюбленную идею «Божьего человека», который не утратил связи с христианским идеалом - тем идеалом, которым проникнута стихия народной жизни, по Достоевскому. Все герои романа ведут друг с другом и прежде всего с главным героем своеобразный диалог позиций и мировоззрений. Сонина смиренная жертвенность никогда не станет позицией Раскольникова, однако крайности, составляющие этот мир, искупают друг друга. В финале романа - в эпилоге - Достоевский дает возможность герою освободиться от его идеи, признать правоту евангельского идеала и начать свой путь к людям.

В 1867-68 гг. Достоевский работал над романом «Идиот». «Главная мысль романа, - писал Достоевский, - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь... Прекрасное есть идеал, а идеал - ни наш, ни цивилизованной Европы - еще далеко не выработался. На свете есть одно только положительно прекрасное лицо - Христос... Но я слишком далеко зашел. Упомяну только, что из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон Кихот». В черновиках романа князь Мышкин назван «князь Христос». Главный герой романа - кроткий, совестливый, наивный, мудрый - является в мир насилия и безверия со словами сострадания, прощения, милосердия, братства. Столкновение «естественного человека», князя Мышкина, готового, как Христос, принять на себя все грехи человечества, и реальной жестокой действительности образует конфликт, являющийся трагическим в силу его неразрешимости. Мышкину не дано победить господствующие в мире эгоистические страсти, человеческую разобщенность. Его крестный «брат» Рогожин становится убийцей, под ножом гибнет Настасья Филипповна, красота которой могла бы мир спасти; ненавистью отвечает Мышкину «подпольный» Ипполит Терентьев. Великой духовной и нравственной силы человек погружается в безумие. Таков итог встречи идеального героя с людьми бездуховного, «химически разлагающегося общества.

Роман «Бесы» (1871-1872) принадлежит к самым сложным произведениям Достоевского. Его воспринимали и как памфлет на революционное движение, и как разоблачение такого явления в общественной жизни России, как «нечаевщина». В наши дни роман «Бесы» воспринимается как роман-трагедия, роман-предостережение. Весь мир, по тревожному предчувствию писателя, живет в преддверии какой-то неведомой и грозной социальной и нравственной катастрофы. «Бесы» угрожают всему человечеству. XX век признал необыкновенную точность художественного диагноза и прогнозов Достоевского.

«Братья Карамазовы» (1878-1880) - последняя вершина творчества Достоевского, его итоговое произведение. История Карамазовых, как указывал Достоевский, это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России, эпическое произведение, повествующее о прошедшем («отцы»), настоящем («дети»), будущем («мальчики»). Органический сплав «жития» и романа, философских «поэм» и «поучений», исповедей, идеологических диспутов и судебных речей определил неповторимое жанровое своеобразие «Братьев Карамазовых». Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» начал в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов» и «детей» - такова философская и нравственно-религиозная проблематика романа. Еще в Сибири Достоевский осознал как главный и трагический конфликт века - борьбу между жаждой веры и неверием. Этими трагическими сомнениями, метаниями между верой и бунтом против Бога и «мира, им созданного», Достоевский наделил почти всех своих героев-идеологов, но наивысшего эмоционально-философского напряжения, вселенского масштаба они достигают в 5-й книге «Братьев Карамазовых», «Pro u contra» (т.е. «За и против») - глава «Бунт» и «поэма» Ивана Карамазова «Легенда о Великом инквизиторе». Достоевский здесь затрагивает проблему, над которой мучились лучшие умы человечества.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика