Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История русской литературы. Ч. 2

Художественный мир Достоевского тревожен и катастрофичен. Это целая вселенная, населенная героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями «высшей мысли», которые стремятся уяснить свое место в жизни, найти ответы на «вечные вопросы». Стремление к изображению «всех глубин души» человеческой неотделимо у Достоевского от тезиса о необъяснимости человеческой природы, понимания сложной структуры личности современного человека. Отсюда постоянный и пристальный интерес Достоевского к «капризным» и парадоксальным явлениям психики, к странным и невероятным поступкам, которые, однако, глубоко и изнутри мотивированы. При этом Достоевский решительно не соглашался с традиционным пониманием проблемы «человек и среда». В 1877 г. он писал: «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают господа-социалисты. Что ни в каком устройстве общества не избегните зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят от нее самой». Вопреки просветительскому рационализму Достоевский выдвигал мысль и противоречивости внутреннего мира человека, о диалектическом единстве в нем разных нравственных начал. Для писателя были характерны настойчивый интерес к сфере подсознания, стремление вывести эту сферу наружу, в мир реального действия. Психологизм Достоевского - выдающееся открытие в процессе развития художественного сознания человечества. Герои Достоевского, наделенные острым личностным самосознанием, желающие изменить, переделать мир, чаще всего являются носителями определенных идеологических принципов. Теории, мировоззрения, образы сведены в произведениях Достоевского в роковом поединке. Диалог становится важнейшим структурным элементом романа. В то же время в «диалогозированном» (термин М.М. Бахтина) творчестве Достоевского исключительно велика роль авторской точки зрения, которая является в конечном счете определяющей и торжествующей, хотя она не навязывается публицистически, а проявляется в сложной художественной структуре романа. Субъективное, страстное начало в творчестве Достоевского заявлено в каждом из его произведений: художник не представлял себе подлинного искусства без «нравственного центра», без выстраданных писателем идей и идеалов. «В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея и непременно указующий перст, страстно поднятый. Безразличное же и реальное воспроизведение действительности ровно ничего на стоит, а главное - ничего и не значит» - утверждал писатель.

Как у большинства крупнейших писателей-реалистов, начало творческого пути Достоевского связано с традициями «натуральной школы». Повесть Достоевского «Бедные люди», опубликованная в 1846 г. в «Петербургском сборнике», стала событием в русской литературе. В то время Достоевский сближается с В.Г. Белинским - по собственным признаниям писателя, он тогда «страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи. Но уже в 1846 г. намечается конфликт и расхождение Достоевского и с Белинским, и с кругом «Современника» (включая И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова). Одним из центральных образов в творчестве раннего Достоевского является образ мечтателя, наиболее ярко воплощенный в повести «Белые ночи», которую спустя 10 лет критика назвала одним из самых поэтических произведений русской литературы. «Белые ночи» написаны от первого лица, в форме исповеди, тема мечтательства представлена здесь в волшебном очаровании и блеске молодости.

«Белые ночи» - своеобразная идиллия. Все, казалось бы, неразрешимые вопросы разрешаются легко, по договору. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы обнажили все свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, идеальной жизни, чем отражение действительности. Счастье - это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное и трагическое, - вот мысль Достоевского. Но писатель пронизывает тему человеческого счастья идеей всеобщего братства, мечтой о новых людях и новой жизни. «Послушайте, - говорит Настенька, - зачем мы все не так, как бы братья с братьями?» Слова эти свидетельствовали об увлечении писателя в то время утопическим социализмом. В 1846-1847 годах Достоевский сближается с кружком Петрашевского, в 1849 г. происходит его арест, а затем приговор к смертной казни, замена ее прямо на эшафоте четырехлетней каторгой и ссылкой в Семипалатинск. В 1857 г. Достоевскому возвращают гражданство, а в 1859 г. он получает разрешение выехать в Россию. Эти годы привели к коренному перелому в мировоззрении Достоевского и обозначали новый этап в его творчестве. В Сибири Достоевский начал работу над воспоминаниями о каторге, которые впоследствии послужили источником для «Записок из Мертвого Дома». «Записки из Мертвого Дома» (1859-1860) стали большим событием в русской литературе; одновременно они обрисовали тот коренной переворот, который совершился в писателе после сибирских лет его жизни. Сохранив сочувствие к страданиям «униженных и оскорбленных», Достоевский решительно отказался от идей утопического социализма, обратившись к христианству. «Мертвый дом» сделал буквально фурор, и я им возобновил свою литературную репутацию» - писал Достоевский. Исключительно высоко оценили книгу Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, утверждавший, что во всей новой литературе он не знает лучше книги. Толстому оказалась близка оценка её автором: «искренняя, естественная и христианская». Раскрывая рознь между каторжанами из народной среды и каторжанином-дворянином, интеллигентом, Достоевский связывает эту рознь с безверием, безрелигиозностью интеллигента. С каторги Достоевский выносит убеждение, что единственный способ воссоединиться духовно с народом - принять его вековые воззрения, его христианскую веру. Это убеждение легло в основу почвенничества Достоевского, идеи которого он отстаивал вместе со своим братом Михаилом в журналах «Время» и «Эпоха», противопоставляя их как консервативно-охранительной, так и революционно-демократической идеологии 1860-х годов. С позиций этих идей Достоевский подверг резкой критике всю социально-политическую систему Западной Европы в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863 г.). Достоевский выступал против обуржуазивания России, он ненавидел капитализм, который раздавливает и дегуманизирует человеческую жизнь, превращает ее в вещь и товар. Но он резко выступал и против революционного преобразования России, против социалистического учения. Достоевской полагал, что внутренняя основа социализма заключается в стремлении устроить Царство Божие на земле - но без Бога, без свободы, без веры в бессмертие. Социализм, по Достоевскому, - явление, глубоко противоречащее народной жизни, основанной на религиозной нравственности. Достоевский верил, что «идея всемирного человеческого обновления» осуществится «в виде божеской правды», «Христовой истины», носителем которой является русский народ. Писатель видел всемирную миссию русского народа в том, чтобы спасти человечество, возвратив его к исконным религиозным ценностям.

 

2008-09-20 14:21:11 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53                                            
Яндекс.Метрика